Папа отказывался со мной выходить, когда я ему предлагала вместе поужинать

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Наталия Воробьева: «Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я!»

«В кино я сыграла 17 ролей, но зрителям запомнилась моя Людоедка Эллочка из гайдаевской комедии «12 стульев». После выхода фильма фразочки моей эксцентричной героини мгновенно стали культовыми и буквально разошлись на цитаты: «Мрак! Жуть! Хо-хо! Хамите, парниша! Не учите меня жить...»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: «Мосфильм»/Fotodom

С детства я отличалась упорством, всегда знала, чего хочу, и добивалась этого. Росла я в московской обеспеченной семье. Папа руководил главком в Министерстве химической промышленности СССР, мама работала в Доме моделей. Мой папа мечтал, что единственная дочь пойдет по его стопам и станет инженером-химиком. Я даже окончила школу с химическим уклоном. И все, может быть, и произошло бы именно так, если бы случайно я с мамой не попала на показ в Московский дом моделей трикотажных изделий. В Москве тогда было три Дома моделей: Общесоюзный, где творил легендарный художник-модельер Вячеслав Зайцев, Московский, в котором мама работала, и третий — трикотажный.

Однажды на показе, где мы сидели с мамой, модельеры заметили меня, им нужна была девочка подросткового возраста. Они спросили маму: «Может, ваша Наташенька у нас немножко поработает?» Я была на седьмом небе от счастья! Какой там инженер-химик? Я стала мечтать ходить по подиуму Дома моделей в вечерних туалетах, как известные тогда красавицы-манекенщицы. Когда папа узнал об этом, два дня не разговаривал со мной, потом сменил гнев на милость и сказал маме: «Ладно, пусть поработает манекенщицей, но только в твоем Доме моделей, чтобы была под контролем. Одно условие: Наташа весь этот год будет ходить на курсы французского языка».

Так началась моя работа моделью. Правда, мечта о вечерних туалетах быстро растаяла, потому что я носила вещи для подростков. Но однажды в Дом моделей приехали со своей коллекцией модельеры из Амстердама. И тут мне несказанно повезло! Ни одна из наших манекенщиц не смогла влезть в эти вещи, кроме меня. Пришлось мне одной демонстрировать всю голландскую коллекцию. После показа был ужин в ресторане, цветы, комплименты. И вот тогда впервые в жизни я ощутила себя звездой. Больше никогда такого не испытывала. Это было не несколько минут, а несколько часов славы! Ни одна премьера фильма, ни одна презентация моих книг ни в Хорватии, ни в России не смогли с этим сравниться...

Фото: В. Сэрдар/из архива Н. Воробьевой

— Наташа, а почему вы выбрали кино? У вас были какие-нибудь кумиры?

— Это не я выбрала кино, а кино выбрало меня. Оно в моей жизни появилось случайно. Я собиралась поступать в ГИТИС на театроведческий. В школе моими сочинениями зачитывались, мне даже дали рекомендацию на факультет журналистики. Но я туда не хотела. «Ну что я буду ходить по деревням в сапогах, грязь месить, интервью у доярок брать?» — приблизительно так я девчонкой представляла эту профессию. И выбрала театроведческий. Кстати, мне кажется, что из меня неплохой театровед получился бы.

Но незнакомец, с которым я случайно встретилась в ГИТИСе, решил мою судьбу. В этот день я пришла в институт узнать о сроках вступительных экзаменов. Высокий импозантный мужчина, столкнувшись со мной в дверях, вдруг остановился, посмотрел на меня внимательно, а потом спросил:

— Ты, наверное, на актерский поступаешь?

— Нет, на театроведческий.

— А выглядишь как характерная актриса. Попробуй, успеешь на театроведческий, там экзамены через месяц.

Потом я узнала, что этим «советчиком» был сам Андрей Александрович Гончаров, худрук Театра Маяковского!

Разве я могла ослушаться такого человека? И тут же подала документы на актерский. Поступила довольно легко, а все потому, что страха не было. Я же не собиралась быть актрисой. «Ну ладно, попробую, — думала я. — Все равно не пройду». Папа, как всегда, был настроен скептически: «Только ее там не хватает. Ну какая она актриса». Но когда я дошла до третьего тура, он уже лежал на диване с валерьянкой в руке.

Наш курс набрала педагог Мария Николаевна Орлова, она была очень строгой, держала нас в черном теле. Разумеется, ни о каких съемках в кино студентам мечтать не приходилось. Так что, как только меня в начале третьего курса утвердили в фильм «12 стульев», я от нее это тщательно скрывала.

— А как вас нашли и утвердили на роль Людоедки Эллочки? Это тоже случайно?

— Я не мечтала сделать стремительную карьеру в кино. Конечно, все вышло случайно. Однажды в ГИТИС в поисках молоденькой актрисы пришла ассистентка с «Мосфильма». Леонид Гайдай только приступил к работе над картиной «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова. Ассистентка спросила в деканате:

— Нам нужна маленькая, хорошенькая девушка, которая очень тряпки любит, у вас есть такая?

— Это Наташа Воробьева!

А я действительно была модницей, всегда хорошо одевалась и стильно выглядела. Папа привозил мне наряды из заграницы. У меня все было: первую шубу Наташеньке купили в полтора года, норку — в двадцать. Бриллиант подарили на 15 лет. В годы учебы в институте появились две шубы от Славы Зайцева, сделанные для модного показа в Париже.

Одним словом, ассистентке дали мой телефон, мне позвонили, и я приехала на «Мосфильм». Плохо помню свое первое появление в киногруппе. Мне потом рассказывали, как прошло наше первое знакомство:

— А ты не помнишь, что ты сказала, когда вошла?

— Нет. А что?

— «Здрасте, ой, извините, пожалуйста, у меня чулок поехал!» — и стала его поправлять.

Все сразу поняли, что Людоедка Эллочка — это я.

И совершенно случайно мои фотопробы понравились режиссеру. Во-первых, у меня никогда более эффектной фотосессии не было. Я вообще не люблю на себя смотреть на фотографиях, в кино я себе не нравлюсь, но эти были замечательные.

На роль Эллочки пробовалось чуть ли не десять претенденток. Среди них даже Жанна Болотова была. Гайдаю разложили на полу фотографии претенденток на роль Эллочки, он стал ходить между ними. Наконец сказал: «Эту, эту, эту и эту пригласите на репетицию». Вначале у него со всеми были репетиции в кабинете. На роль Эллочки еще пробовалась «кавказская пленница» Наталья Варлей. Но в фильме она сыграла скромницу Лизу. В итоге Гайдай выбрал меня, никому не известную дебютантку.

Конечно, я видела на экране почти все его комедии. И, конечно, никогда не думала и не мечтала, что когда-нибудь буду сниматься у такого знаменитого режиссера...

Прошло время. Фильм еще не начали снимать. Я вернулась в ГИТИС после зимних каникул. Прихожу на факультет, а ко мне бросаются однокурсники:

— Татка, поздравляем!

— А с чем?

— Да вот!

И суют под нос мне газету «Известия», там на второй полосе огромная статья о том, что Гайдай запускает новый фильм «12 стульев», и четыре фотографии утвержденных на роли актеров: Михаил Пуговкин, Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов и студентка третьего курса ГИТИСа Наталия Воробьева.

В ГИТИСе начался скандал, разбор полетов был страшный. Моя педагог Мария Николаевна была очень недовольна, но запретить мне сниматься не могла. Она знала, что Гайдай дойдет до самой Екатерины Фурцевой. Понимала, что проиграет эту битву — не смогла отыграться на Гайдае, стала отыгрываться на мне.

— Я читала, что пробы в «12 стульев» длились около года. Гайдай все никак не мог найти исполнителя роли Остапа Бендера...

— Картина действительно долгое время не запускалась. Леонид Иович всегда мечтал экранизировать этот роман. Нина Гребешкова, его жена, как-то в интервью рассказывала, что «12 стульев» были его «обеденной книгой». Гайдай садился за стол с книгой, зачитывал что-то вслух, смеялся. Вначале ему не давали снять фильм, поясняя это тем, что советскому кинематографу нужны положительные герои, а не жулики. Потом Госкино предложило подождать, пока Михаил Швейцер доснимет «Золотого теленка». Его картина не имела большого успеха, потому что получилась слишком серьезной. Гайдай обещал, что у него будет кино искрометное, веселое. Но тут он получил неожиданный удар: Георгий Данелия подал заявку на экранизацию, и ему дали добро. Но случилось чудо — Данелия сам подошел к Гайдаю и уступил право на съемки фильма. Он не рискнул взяться за «12 стульев».

И тут начались мучительные поиски актеров.

Леонид Иович искал актера, который был бы полной противоположностью Сергею Юрскому, сыгравшему Остапа в экранизации Швейцера «Золотой теленок». Фотопробы прошли чуть ли не двести претендентов на эту роль, а на кинопленку снимали уже более двадцати. Это были знаменитые актеры: Никита Михалков, Алексей Баталов, Владимир Басов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, Александр Ширвиндт и другие. Вроде стали утверждать Михаила Козакова, но Гайдай передумал. Он все сомневался.

Гайдай пробовал всех Остапов с Эллочкой, потому что считал, что в этой сцене Бендер великолепно раскрывается: он и шармантен, он и проходимец, он и дамский угодник, он и профессионал, бизнесмен и так далее.

Со мной репетировали все «Остапы». Я хорошо запомнила день, когда пробовался Андрей Миронов. Он был одним из главных претендентов на роль Бендера. Андрей появился в павильоне — остроумный, легкий, очаровательный. Началась репетиция, мы стали читать текст, вдруг Миронов подошел ко мне, протянул руку и сказал: «А сейчас танго!» И мы закружились в танце. Гайдаю очень этот танец понравился.

Так получилось, что танго, которое Эллочка и Остап танцуют в фильме, придумал Андрей Миронов. Он был очень хорош в роли Бендера. Но по иронии судьбы с ним злую шутку сыграл успех «Бриллиантовой руки». Если бы не роль Геши, Гайдай остановился бы на его кандидатуре. Никогда не слышала этого от Гайдая, но, думаю, он просто боялся, что Миронов невольно повторит Козодоева. «Бриллиантовая рука» вышла на экраны непосредственно перед «12 стульями», «Остров невезения» у всех был в голове. Удивительно, но Миронов все-таки сыграл своего Остапа Бендера в фильме Марка Захарова и даже танго станцевал, но только в сцене с Любовью Полищук. До сих пор зрители спорят, чей Бендер лучше — Гомиашвили или Миронова.

Однажды на одном из южных курортов я познакомилась с мамой Андрея, Марией Владимировной Мироновой. В то время в моде были летние перчатки. Я уже была утверждена на роль Эллочки. Нас представили друг другу, и я подала ей руку в перчатке. Мария Владимировна посмотрела на меня и очень холодно произнесла: «Даме руки в перчатке не дают». Она была права. А мне до сих пор стыдно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анжелика Варум. Свободная Анжелика Варум. Свободная

Анжелика Варум не успела как следует помечтать о замужестве

Коллекция. Караван историй
«Центральная Азия: от века империй до наших дней» «Центральная Азия: от века империй до наших дней»

Колониальный порядок Российской империи в Туркестане

N+1
Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой» Марина Коняшкина: «Иногда на завтрак, обед и ужин у нас был только батон с красной икрой»

Захлебываясь слезами, позвонила маме: «Все кончено, я проиграла»

Коллекция. Караван историй
Уродливая Вселенная Уродливая Вселенная

Как концепция «прекрасного мироздания» вредит науке

Вокруг света
Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну

Сергей Шойгу — об особенностях сибирской охоты и России

Вокруг света
Сила любви Сила любви

Роман Костомаров и Оксана Домнина: одна из самых красивых пар российского спорта

VOICE
Ну что ж ты страшная такая Ну что ж ты страшная такая

В инстаграме как на войне

Tatler
Павел Басинский: «Если бы я сейчас писал книгу об уходе Толстого, то совсем по-другому» Павел Басинский: «Если бы я сейчас писал книгу об уходе Толстого, то совсем по-другому»

Про Сорокина я тоже писал плохо, и он меня грохнул в своей повести

Коллекция. Караван историй
Ноутбук или планшет с клавиатурой: что лучше Ноутбук или планшет с клавиатурой: что лучше

Может ли быть планшет равным соперником ноутбуку?

ТехИнсайдер
Тихое искусство жить не по лжи Тихое искусство жить не по лжи

Группа «13» и стратегии независимости в советском искусстве

Weekend
Почему четвертый сезон «Настоящего детектива» получился хуже некуда? Почему четвертый сезон «Настоящего детектива» получился хуже некуда?

Пять причин не смотреть новый сезон «Настоящего детектива»

Maxim
РПП и ОКР: от каких психических расстройств могут страдать домашние животные РПП и ОКР: от каких психических расстройств могут страдать домашние животные

Ментальному здоровью вашего четвероногого друга тоже требуется внимание

ТехИнсайдер
«Примадонна»: как в современном кино показывают героинь в зрелом возрасте «Примадонна»: как в современном кино показывают героинь в зрелом возрасте

В этой подборке — фильмы, чей сюжет строится вокруг взрослых героинь

Forbes
Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters

Отрывок из книги «Setters. Команды, которые меняют мир»

Forbes
Стать тачкой номер один в России Стать тачкой номер один в России

Как в провинциальном городке за десять лет вызрело экономическое чудо

Монокль
Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели Шампанское, бароло и пино-нуар: каким вином запивать трюфели

Как правильно подобрать вина под черные, белые и летние трюфели.

СНОБ
«Все ходят и ходят!»: что такое синдром вахтера и как с ним бороться «Все ходят и ходят!»: что такое синдром вахтера и как с ним бороться

Власть портит людей, даже малая

Psychologies
Заложники воспитания или все же свободные личности: рассуждения психолога о семейном сценарии Заложники воспитания или все же свободные личности: рассуждения психолога о семейном сценарии

О реальной значимости родительского образца размышляет психолог

Psychologies
Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет

Что тридцатилетние женщины действительно должны — самим себе?

Psychologies
Процентом придется делиться Процентом придется делиться

Как заплатить налог с доходов по вкладам

Деньги
Угроза автомобилям и шуруповертам: сможет ли Россия справиться с дефицитом лития Угроза автомобилям и шуруповертам: сможет ли Россия справиться с дефицитом лития

Когда и в каком объеме Россия сможет производить литий и грозит ли нам дефицит?

Forbes
Трюки капитализма! Вот почему вы тратите в супермаркетах больше денег, чем планировали Трюки капитализма! Вот почему вы тратите в супермаркетах больше денег, чем планировали

Вы идете за хлебом, а выходите из магазина с двумя сумками продуктов?

ТехИнсайдер
Пять «красных флажков», говорящих о том, что от партнера пора уходить Пять «красных флажков», говорящих о том, что от партнера пора уходить

Если оставаться в отношениях дальше, это принесет больше вреда, чем пользы

Psychologies
Что выбрать: покупку автомобиля или такси, каршеринг, подписку Что выбрать: покупку автомобиля или такси, каршеринг, подписку

Что позволяет экономить больше: авто, такси, каршеринг или другая альтернатива?

РБК
История Дэвида Кореша: крах безумного лидера секты, который готовился к концу света История Дэвида Кореша: крах безумного лидера секты, который готовился к концу света

Кем был лидер секты «Ветвь Давидова» Дэвид Кореш?

ТехИнсайдер
Око за оком Око за оком

Ослепление противников практиковалось с древнейших времён

Дилетант
Эксцентрик, англоман, эксгибиционист. Как одевался Даниил Хармс Эксцентрик, англоман, эксгибиционист. Как одевался Даниил Хармс

О пиджаках, гетрах, кепке, трости и трубке Даниила Хармса

СНОБ
Спас на бреду Спас на бреду

«Доска Дионисия»: иконы, интриги, расследования в мире позднего СССР

Weekend
Блогерша, которая давала советы мамам и пытала своих детей: история Руби Франке Блогерша, которая давала советы мамам и пытала своих детей: история Руби Франке

Почему все принимали за прекрасную мать ту, которая пытала сыновей и дочерей?

VOICE
Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило? Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило?

Кто придумал правила застегивания пиджака, которое заставляет мужчин краснеть?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении