«Американское чтиво»: злободневная сатира на муки творчества, достойная пера Джеймса Болдуина
Рассказываем, почему однозначно стоит посмотреть полнометражный режиссерский дебют Корда Джефферсона, номинированный в пяти категориях на «Оскар» в этом году.
Великий американский драматург Джеймс Болдуин однажды сказал: «Быть черным и сознательным в Америке — значит постоянно находиться в состоянии гнева». Его преданные поклонники от мира кино, режиссеры Спайк Ли и Барри Дженкинс, чутко прочувствовали этот посыл в своих фильмах: «Черном клановце», «Делай как надо», «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Бывший журналист, ставший режиссером, Корд Джефферсон в своем громком дебюте «Американское чтиво» тоже ловко подхватывает идеи Болдуина и проецирует их на сегодняшнее литературное сообщество, где афроамериканский опыт автора не больше, чем пиар-ход для поднятия продаж.
«Люди, которые закрывают глаза на реальность, просто навлекают на себя собственную гибель» — это тоже слова Болдуина, предельно точно отражающие мировоззрение главного героя фильма, уже не молодого писателя и профессора литературы Телониуса «Монка» Эллисона (Джеффри Райт), разгневанного несправедливостью в его профессиональной среде. Реальность Монка такова: его заумные, тщательно продуманные, имеющие большую культурную ценность рукописи никому не нужны. Во всех книжных на полке бестселлеров красуется стереотипный роман про несчастных афроамериканцев с пошлым сюжетом и шаблонными диалогами, напоминающими паршивые фильмы 1970-х в жанре блэксплотейшен.
Монк — человек умный, сознательный, провоцирующий своих студентов на диалог. Например, в начале фильма он пишет на доске в составе названия старого южноамериканского романа слово на букву «н», из-за чего одна из социально обеспокоенных студенток не выдерживает и покидает аудиторию. За это Монка отправляют «в ссылку» на бостонский литературный фестиваль, где он окончательно убеждается, что чем проще изложены на бумаге переживания чернокожего комьюнити, тем сильнее они нравятся белой публике.