Лебединая пара нашего театра — Мягков и Вознесенская

Коллекция. Караван историйРепортаж

Когда Ефремов стал ухаживать за Вознесенской, Мягков не сказал ему ни слова

«Лет восемь назад передо мной стояла нелегкая задача: уговорить на интервью Мягкова и Вознесенскую. Я была прекрасно осведомлена, что с прессой они не общаются. И зная, что в этой семье все решает Анастасия Валентиновна, решила звонить ей», — вспоминает главный редактор Анжелика Пахомова.

Подготовила Анжелика Пахомова

Фото: «Мосфильм»

Признаться, Вознесенская у меня ассоциировалась с циничной героиней актрисы из фильма «Гараж», и я ее побаивалась. Когда позвонила и представилась, Анастасия Валентиновна спросила:

— Это вы писали о Ефремове?

Я ответила:

— Да.

— Тогда поговорим.

Из беседы выяснилось, что Мягков и Вознесенская — преданные почитатели Олега Николаевича, с которым работали всю жизнь. Они прочли все статьи о нем, которые я тогда часто писала, и запомнили имя автора. Вот так Ефремов помог...

Забегая вперед, скажу, что бесконечные (длившиеся больше года!) переговоры об интервью так ничем и не закончились, поскольку Мягков заболел и они с Анастасией Валентиновной отказались от запланированной съемки и интервью. Но, готовясь и обсуждая детали, мы подружились с Вознесенской, и многое, о чем тогда говорили, я сохранила в виде записок. Конечно, эти разрозненные цитаты не тянут на полноценное интервью, но об их уникальности говорит тот факт, что Анастасия Валентиновна почти не соглашалась на беседы с журналистами! Она же мне посоветовала пойти в музей МХТ и поискать там воспоминания Мягкова о Ефремове, которые он написал для мхатовского сборника вскоре после смерти Олега Николаевича. (Прямую речь Мягкова из этих уникальных воспоминаний я привожу в статье.)

— А что, Андрей Васильевич пишет? — удивилась я.

— А как же! — ответила Вознесенская. — Понимаете, я очень люблю литературу. Прочла, наверное, всех русских и зарубежных классиков. Но особенно люблю хорошие детективы. Это такой жанр, который сейчас выродился, ничего нового нет. И когда я сказала об этом мужу, он стал сам писать, для меня.

Так родилась детективная трилогия Андрея Мягкова «Сивый Мерин» о работнике уголовного розыска по имени Сева Мерин. Ее и сейчас можно прочесть в Сети или купить у букинистов.

Когда мы обсуждали детали будущей фотосессии для журнала, Вознесенская предложила:

— А как вам идея снять нас на каком-нибудь бульваре, где рисуют художники? И Андрей Васильевич с мольбертом, в шарфике. Для съемки все есть.

— Мольберт, краски, кисти? Что, Андрей Васильевич рисует? — удивилась я.

— Конечно! И очень неплохо.

Олег Ефремов, 60-е годы. Фото: из архива музея театра «Современник»

Так я узнала, что Мягков уже давно занимается живописью. Написал портреты многих своих коллег, Михаила Горбачева и, конечно же, жены. «Андрей обожал мою маму, тещу, — рассказывала Анастасия Валентиновна. — И вот однажды она смотрит на эти мои портреты и говорит: «Ты знаешь, мне кажется, все-таки он тебя не очень любит...» Мы потом с мужем долго смеялись над этим высказанным впечатлением».

Свой талант художника актер не афишировал. Он был скромным человеком, сторонился светской суеты, не любил внимания к себе со стороны поклонников, прессы. В наших разговорах постоянно подчеркивал, что это будет их совместное с Анастасией Валентиновной интервью. И говорил, что своим успехом в кино и театре он обязан в первую очередь ей. Как-то я спросила его:

— Почему вы сейчас не снимаетесь в кино?

— Потому что предлагают убивать, грабить, лгать, грубить, красть... Мне продолжать? Такое предлагают, что оскорбляешься. Кино стало бесчувственное, американизированное. Не сниматься в современном кино — моя позиция, — сказал тогда Андрей Васильевич.

А Анастасии Валентиновне я не могла не задать, может быть, и очень личный, но важный вопрос о детях. Ведь это так обидно, когда талантливые люди не оставляют наследников — неважно, продолжат ли они дело своих родителей или их способности передадутся через одно-два поколения.

— Не жалели, что с детьми не сложилось? — спросила я у Вознесенской.

— Мы хотели детей, но, наверное, не настолько, чтобы их иметь, — честно ответила она. — Мы не представляли свою жизнь без кино и театра. И сейчас не могу сказать, что о чем-то жалеем.

Мягкову приписывали роман с Мирошниченко

Мягков и Вознесенская познакомились в Школе-студии МХАТ, где учились на одном курсе, хотя Мягков был на пять лет старше своей невесты. Он приехал из Ленинграда и долгое время так скучал по родному городу и родителям, что ездил по выходным на «Красной стреле» домой. Отношения с папой и мамой были нежными, несмотря на то что Андрей Васильевич только по их просьбе «окончил нормальный вуз» (химико-технологический). Отец сказал ему, что после этого он может делать что хочет, даже идти в артисты, если не передумает...

Мягкова на курсе окружали красавицы, например с ним учились Вера Алентова и Ирина Мирошниченко. Слухи упорно приписывали ему роман с последней. Молва долгое время преследовала Андрея Васильевича, хотя на самом деле еще студенткой второго курса Мирошниченко вышла замуж за известного и успешного драматурга Шатрова и Мягков с Вознесенской гуляли на их свадьбе. Свадьба же Мягковых (несмотря на то что Вознесенская не сменила фамилию, друзья и коллеги часто их так называли) состоялась в 1963 году, когда Андрей и Анастасия еще учились в Школе-студии МХАТ. А после окончания учебы оба попали к Ефремову в «Современник». Вот как вспоминал об этом Андрей Мягков: «Мы тогда сдавали дипломные спектакли. На «Мещан», где играла Вознесенская, пришел Олег Ефремов. Ей он и сделал приглашение войти в труппу «Современника». Руководители курса сказали:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был» Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историй
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях

Эти женщины смогли победить саму смерть, а главное - не предать себя

Караван историй
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Любятинка и Рома Штайн Любятинка и Рома Штайн

Блиц-опрос с Ромой Штайном и Любятинкой

ЖАРА Magazine
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Даниил Воробьев Даниил Воробьев

Встречайте — Даниил Воробьев, у которого почти сто работ в кино

Караван историй
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Открыть в приложении