Нелюбимые дети и патриархат: как в Ясной Поляне переосмысляют «Анну Каренину»
Когда писателя Уильяама Фолкнера, обладателя Нобелевской премии по литературе, попросили назвать три лучших романа в истории литературы, он ответил: «Анна Каренина», «Анна Каренина» и еще раз «Анна Каренина». В этом году отмечают 150-летие с начала написания романа, который до сих пор вызывает споры. Как роман пытаются критически переосмыслить сегодня, в своей колонке для Forbes Woman рассказывает Сююмбике Давлет-Кильдеева.
С 7 по 9 июля 2023 года в музее-усадьбе «Ясная Поляна» проходил театральный фестиваль «Толстой». Тема этого года — «Анна Каренина». В музее-усадьбе представили спектакли-променады, лекции, мастер-классы и кинопоказы, созвучные с романом «Анна Каренина» или временем его создания. На фестивале Большой театр показал одноименный балет Джона Ноймайера, и хотя это не премьера, но впервые он был показан на открытом воздухе, прямо в декорациях Ясной Поляны. События романа Ноймайер перенес в наше время: Каренин стал популярным политиком, Анна — современной светской львицей, а Левин — фермером в клетчатой рубашке.
Литературовед и писатель Дарья Еремеева, предварявшая балет лекцией, подчеркнула важность семейных ценностей: «Анна Каренина», как ни парадоксально, самый семейный роман в нашей литературе, а Толстой, наверное, самый семейный писатель. Отчего-то его иногда упрекают в попытке принизить женщин, но именно он воспел женщину, материнство, семью как никто другой». Но это верно лишь в том случае, если ставить знак равенства между женщиной, материнством и семьей.
Почему же Толстого упрекают в попытке принизить женщин?
Феминистская критика не затихает в последние десятилетия, подняв на щит жену писателя, Софью Андреевну. В 2022 году американский режиссер-документалист Фредерик Вайсман даже снял фильм «Пара», посвященный ее сложной судьбе. На протяжении фильма актриса, играющая жену Толстого, произносит вслух монолог-письмо к Льву Николаевичу, описывая его как непостоянного, ревнивого и склонного к ярости требовательного мужа и отца, который за 30 лет ни разу не провел время у постели больного ребенка.
В популярных пабликах и СМИ Толстого называют классическим примером абьюзера и мастером токсичных отношений, обвиняют в мизогинии, приводя в доказательство записи из душераздирающего дневника Софьи Андреевны, выдающегося произведения женской мемуаристики. Запись от 10 июля 1910 года: «<…> Совсем больная и так, я почувствовала снова этот приступ отчаяния; я легла на балконе на голые доски… <…> Вышел Лев Николаевич, услыхав, что я шевелюсь, и начал с места на меня кричать, что я ему мешаю спать, что я уходила бы. И я ушла в сад и два часа лежала на сырой земле в тонком платье. Я очень озябла, но очень желала и желаю умереть.