Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Александр Самойленко: «Актерством невозможно было зарабатывать деньги, думал, что надо поменять профессию»
«Я не поклонник «Слова пацана», но у сына там замечательная роль, он очень хорошо играет. Не понимаю такого количества хайпа вокруг этого сериала. С трудом посмотрел две серии, просто заставлял себя. Досмотрю, потому что там играет Саня, у него там как раз один из самых удачных образов, и он очень неплохо работает. Но честно, не понимаю ажиотажа вокруг этого произведения. Что там может нравиться?»
— Александр Валерианович, несколько лет назад я видела вас в спектакле «Тартюф», шедшем на сцене Театра на Малой Бронной. Поклоны. Выходит Агриппина Стеклова — овация, появляется Ольга Ломоносова — аплодисменты чуть тише. И после этого исполнитель заглавной роли Виктор Сухоруков не рискнул выходить к публике в одиночестве, вы появились на поклонах вместе, потому что в тот вечер вы его, что называется, переиграли. Сухоруков это почувствовал, интуиция его не подвела. Ваш Оргон был намного ярче, чем его Тартюф, что и подтвердила овация в зале. Присутствует ли театр в вашей жизни сегодня?
— Да, я играю два спектакля — в «Современнике» и в антрепризе. В «Современнике» идет «Идеальный расчет» по ранней пьесе Джона Пристли «Ракитовая аллея» в постановке Дмитрия Креминского. Автор хорошо известен нашим зрителям, в свое время Владимир Басов снял трехсерийный телефильм «Опасный поворот» по другой пьесе Пристли с детективным сюжетом. В «Идеальном расчете» он тоже есть, но там присутствуют и элементы легкой комедии. Уже год мы играем этот комедийный вариант, который пользуется успехом у зрителей.
А еще с моей однокурсницей по Щукинскому училищу Аленой Яковлевой мы играем «Скамейку» Александра Исааковича Гельмана.
— Антрепризные спектакли по определению ставятся для того, чтобы много возить их на гастроли по стране. Только так они становятся коммерчески выгодными. А для артистов, занятых в таких проектах, это многочисленные перелеты и переезды, жизнь в поездах и самолетах, а также в гостиницах, в основном далеко не пятизвездочных. Удается ли принимающим сторонам достойно обеспечивать вас условиями, прописанными в ваших райдерах?
— К сожалению, ездить я не люблю, хоть и приходится. Со «Скамейкой» мы только начали это делать месяца три назад. А что касается моего райдера, в нем нет ничего такого уж суперсложного и невыполнимого. В основном его условия касаются комфорта во время передвижения: нам важно с удобствами долететь или доехать до места, где играем спектакль, чтобы не измучиться в дороге, выйти на сцену и хорошо, в полную силу сыграть. Вот и все. В моем райдере прописаны какие-то элементарные вещи для удобства, не более того. Я в принципе супернепритязательный человек.
— Знаю из первых уст: когда Евгений Стычкин снимался на Кубе в сериале «Золото «Глории», в его райдере был пункт, по которому в перерывах между дублями ему должны были заваривать чай.
— Не самая большая прихоть была у Жени.
— Соглашусь, только достать чай в Гаване стало проблемой, поскольку Куба — страна кофе в любых количествах. С вами таких курьезов не случалось?
— Еще нет.
— На экраны вышел фильм «Золото Умальты». Почему согласились сниматься, чем привлекла роль?
— Прежде всего потому, что мне нравится режиссер Андрей Богатырев. До этого я снялся у него в комедии «За Палыча!», сыграл небольшую роль зятя главного героя — десантника (в ней появился Сергей Шакуров). Может быть, это не самое потрясающее кино, в котором мне довелось сниматься. Но до этого я посмотрел замечательный фильм Андрея под названием «Красный призрак» и стал его поклонником. Я считаю, что это один из мощнейших фильмов про войну, он о том, как советская войсковая часть попала в окружение и как с нацистами расправился снайпер по прозвищу Красный призрак, на которого те вели охоту. Тема серьезная, при этом я не могу сказать, что фильм получился тяжелым, он снят в стиле вестерна, где есть очень просто рассказанная история. Тем не менее она захватывает.
Короче, я получил огромное удовольствие, посмотрев картину, и, скажем так, влюбился в этого режиссера. Когда от него поступило предложение сыграть в «Золоте Умальты», конечно же, согласился. А еще мне очень понравился сценарий, и предложенная роль оказалась интересной. Не могу сказать, что никогда не играл исторических персонажей, но таких не играл точно. Мне там досталась роль золотопромышленника, у которого оказывается потерянной целая телега золота, и в конечном итоге он собирает команду бесстрашных людей и едет ее разыскивать. Действие картины происходит в 1917 году, а для меня играть в историческом материале, тем более поданном в таком приключенческом формате, всегда интересно. Зная Андрюшу, я был уверен, что он сделает из него прекрасный фильм. Монтаж будет интересным, взаимоотношения героев будут захватывающими, кроме всего прочего, отдельную роль в картине играет потрясающая природа, которую сняли замечательные операторы — Александра Ромм и ее муж. Ни минуты не сомневался, что картина получится очень прикольной, приключенческой, мейнстримной, красивой.
— Где отыскали прекрасную природу?
— По сценарию события фильма разворачиваются в Хабаровском крае, но снимали, конечно, не там. Ни один бюджет не выдержит сегодня таких расстояний, потому что дороговато было бы группе и артистам туда летать. Так что снимали в Карелии и под Питером и Выборгом, там нашлись безумно красивые места. Я еще раз открыл для себя Карелию и Выборг. Хорошо было бы вернуться туда не в связи с работой, а приехать просто отдохнуть, но пока это мечты.
— Сложно приходилось во время съемок? Все-таки картина сложнопостановочная — другое время, другие герои.
— Съемки — это, не побоюсь такого слова, вообще довольно нудноватый процесс, когда актер все время должен повторять одно и то же, пока режиссера не устроит сыгранный дубль. А еще независимо от того, сложно это или не сложно, актер должен выполнять то, что его просят. Так как мы снимали в горах, на сопках, то, конечно, физически это давалось нелегко. Тяжело было даже добираться до съемочной площадки, дорог там иногда не было вообще. Но все искупала хорошая компания, которая мне очень нравилась. В картине снимались замечательные актеры — Леша Шевченков (в любимом «Красном призраке» он играл заглавную роль), Тема Ткаченко, Софья Эрнст (снимался с ней впервые, прекрасно отработали), австрийский актер Вольфганг Черни, который, по-моему, уже стал российским, поскольку много играет в нашем кино, он замечательный, с потрясающей фактурой. Правда, мы не встречались на площадке с Пашей Деревянко, но я знаю, что он не мог сыграть плохо. Я уж не говорю про режиссера и операторов — получил огромное удовольствие от общения с ними.
— Давно готов детективный триллер режиссера Кати Шагаловой «Инкубатор», несколько лет сериал ждет выхода в эфир. Хочется немного подтолкнуть людей, принимающих решение о показе, рассказав о фильме. Что у вас там за роль, как вспоминаются съемки и работа с режиссером?
— Какие-то детали память не сохранила, потому что мы снимали лет пять назад. Уже не очень помню ту роль в подробностях. Ну я играю там плохого, такого полубандитствующего человека из провинции, что мне всегда нравится. Сюжет пересказывать не имею права, тем более что он детективный: у героя пропадает мать, и, чтобы ее найти, он должен размотать цепочку преступлений, совершенных много лет назад. Снимался с Сашей Лазаревым, прекрасным артистом. Съемки проходили под Ростовом-на-Дону, так решили режиссер и продюсер Денис Евстигнеев. А Катеньку-то я знаю много лет, еще до этого фильма. В одном из первых моих продюсерских проектов, году в 2003-м, она писала у меня одну сцену, диалоги, вот тогда мы с ней и познакомились. С тех пор остаемся хорошими товарищами, не могу сказать, что близко дружим, но общаемся.
Как с режиссером я работал с ней первый раз. Как режиссер Катя жесткая, несмотря на то что женщина, но это нормально, такая профессия. При этом она понимающая и ставит правильные задачи. Давно с ней не встречались. Желаю ей интересных творческих проектов, так как талантливый человек не должен сидеть без дела. Я знаю, что Катин отец, знаменитый сценарист Александр Миндадзе, всегда готов ей помочь.
— К настоящему моменту вы сыграли около ста пятидесяти ролей в кино. Чего вам не хватило в актерской профессии, почему вы занялись продюсированием? Причем проекты у вас громкие, достойные. Одна «Спасская» чего стоит! Когда сериал показывают, прилипаю к экрану.
— Понравилось?
— Очень.
— Я поздно пришел в кино, начал чуть ли не в 1999 году, это довольно поздно, мне уже исполнилось 34 года. Но когда стал сниматься много, мне показалось, что могу не только играть роли. Мне всегда хотелось заниматься чем-то большим, нежели актерство. Вначале просто тупо надо было зарабатывать деньги, а потом я понял, что мне интересно администрирование: увлекательно создавать что-то с нуля, производить некий продукт, это было мое. А если продукт связан с творчеством и, не побоюсь этого слова, с искусством, это еще лучше, еще интереснее. А что такое кино? Это когда ты из ничего делаешь фильм или сериал, который еще и нравится людям, дай-то бог. Продюсирование мне очень нравится, потому что я что-то творю, что-то сам создаю. Продюсер в кинопроизводстве сегодня царь и бог, он рождает темы и идеи, разрабатывает сценарий, участвует в полном кастинге, в съемках, в постпродакшене, он с нуля собирает всю картину. Это очень интересный процесс, с моей точки зрения, намного интереснее, чем актерство, — хотя актерство я тоже люблю, мне нравится играть. Просто диапазон творчества продюсера сегодня намного шире.