Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Александр Новин: "Приятно, когда ты ставишь себе какую-то цель и ее достигаешь"
На счету продюсера и актера Александра Новина множество серьезных работ в театре и кино. Он начинал в "Табакерке", а сейчас активно творит на сцене Театра Наций. Недавняя громкая премьера по пьесе "Кто боится Вирджинии Вулф?" — с его участием. Другая сторона жизни Александра — продюсерство в "Студии ТРЕТИЙ РИМ", которая совсем недавно выпустила фильм "Жанна". Мы поговорили с Александром о его творческом пути и смелых планах на будущее.
— Александр, в этом сезоне у вас две премьеры — в кино и в театре. Давайте начнем с театра. С большим успехом прошла премьера спектакля Театра Наций «Кто боится Вирджинии Вулф?». Наверное, вопрос мог бы прозвучать так: во-первых, чем вам интересна работа, во-вторых, как вы думаете, почему именно сейчас зрителю это захочется посмотреть?
— Эдвард Олби — один из лучших драматургов XX века, это ни для кого не секрет. Большой подражатель Чехова, он сам этого не скрывал. Почему спектакль выходит сейчас? Мне кажется, эта история будет актуальна всегда, потому что она — о любви, и не просто о любви, а о безумной любви. Люди так сильно любят друг друга, что готовы ради этого себя же уничтожать... В свое время многие театральные критики писали, что эта пьеса Олби — главная психологическая драма XX века. У нас было очень много насыщенных репетиций... Материал сложный, многоплановый.
— А тяжело это чисто морально? Много же этих споров агрессивных, вы все равно вкладываетесь...
— Непростой материал, потому что надо разобраться во взаимоотношениях людей: почему Ник так держится за свою Хани, почему Хани не хочет, чтобы ее трогали... Эта придумка с сыном у Джорджа и Марты... Там много скрытых камней, о которые мы периодически, заходя в эту воду, спотыкались, ударялись. Но работать с таким материалом и с таким коллективом — Стеклова, Смольникова и Миронов — большое удовольствие. Плюс молодой интереснейший режиссер Данил Чащин. Мне нравится его нестандартный подход.
— В чем это выражается?
— В посыле, в его предложениях, в его разборе пьесы, это очень интересно. Чтобы лучше понять характеры персонажей, Даня привлек к работе профессионального психолога, который каждому поставил четкий диагноз: у Марты — истерическое расстройство личности, у Хани — психический инфантилизм, у Джорджа — параноидный тип характера, у Ника — нарциссическое расстройство личности.
— Я один раз попала на спектакль такого рода, про сложные взаимоотношения пары, и поняла, почему я развелась...
— Здорово, когда театр воздействует на человека, на его сознание, на какие-то его решения, это очень здорово. Значит, театр исцеляет, дает людям повод задуматься о том или ином своем поступке. Искусство должно жить обязательно, в любые времена, и при любых событиях.
— Александр, в ноябре на киноэкраны вышел фильм «Жанна», в котором вы и актер, и продюсер. Я помню в Театре Наций замечательный спектакль по этой пьесе Ярославы Пулинович, он шел почти девять лет. Когда вы задумали снять по этому материалу фильм?
— Мы на нашей «Студии ТРЕТИЙ РИМ» давно этого хотели. Впервые задумались о том, чтобы экранизировать эту пьесу лет шесть назад. Это было сложно. Но мы не просто мечтали... Сначала пытались перенести на киноэкран пьесу, однако не все, что хорошо на сцене, можно экранизировать. Несколько лет ушло на поиски того, кто мог бы написать сценарий по мотивам пьесы. И так сложились звезды, что нашлись и сценарист Юлиана Кошкина, и режиссер Константин Статский, и оператор Максим Осадчий... Их работа сложилась в единое целое, и получилась картина.
Мне, наверное, неправильно хвалить наше кино, так как я являюсь его продюсером, но мне кажется, картина получилась. По крайней мере, те эмоции зрителей, которые я наблюдал, те отзывы на Московском международном кинофестивале или на Тихоокеанском кинофестивале, которые мы получили, радуют. Вообще приятно, когда ты ставишь себе какую-то цель и ее достигаешь, доходишь до финала.
Кстати, у нас есть еще несколько идей, по каким спектаклям Театра Наций можно было бы снять фильмы. Так что, надеюсь, это не последняя такая история.
— Александр, в этой статье я хочу рассказать о вас как о человеке и начать с детства, потому что вижу, что вы тот, кто сам сделал свою жизнь. И мне интересно, как такие характеры зарождаются... Ну и прежде всего, мечтали ли вы в детстве о том, чтобы стать актером?
— Нет, абсолютно. В школе я учился в городе Донецке. Только однажды, в 11-м классе, участвовал в школьном спектакле. На День святого Валентина было соревнование среди девяти школ, и из каждой школы отобрали по паре. Надо было выучить отрывок из какого-то произведения, показать танец, еще что-то. Мы там участвовали, и наша пара заняла первое место. Я помню, мне подарили полное собрание сочинений Лопе де Веги. И я этот подарок сохранил, но читать начал только спустя много лет. После школы мы переехали с родителями в Сургут.
— И как вам после теплой солнечной местности показался суровый сибирский город?
— Да совершенно нормально, я же молодой был. Когда тебе 16 лет, ты хоть куда готов, хоть на Марс, ни о чем не задумываешься. Молодость, романтика, приключения... Если получится, у меня есть желание снять «Капитанскую дочку». Подростковое кино сейчас в России заново набирает обороты. Есть интересные идеи.
— Александр, я знаю историю, как круто изменилась ваша жизнь, можно сказать, в один день, когда вы решили поступать на актерский. Но напомните ее, пожалуйста, читателям.
— Я работал поваром в Сургуте, готовил пиццу в кафе «Собеседник». Как-то во время театрального фестиваля «Чайка» к нам пришли посетители. Они сидели, ели пиццу, которую я сам же выносил в зал. И кто-то из гостей так развеселился, что кинул кусок пиццы на пол. Я сделал замечание этому человеку. И ко мне вдруг подошла женщина-посетительница и спросила: «Вы не хотите поступить в театральный?» Я очень удивился.
Сегодня с огромной признательностью вспоминаю Тамару Никифоровну Лычкатую — создателя и первого директора Сургутского театра. Как тогда она во мне что-то разглядела, да еще и при случайном знакомстве? Не знаю. Ведь я никогда не мечтал стать артистом. Я ей говорю:
— Я поваром работаю.
А она:
— Ничего–ничего... Ты приходи. Басенку подучи, стихотворение...
По ее настоянию я попробовал — и поступил на актерский курс ГИТИСа.
— Вам было трудно поступить, не имея никакого актерского опыта?
— Готовился самостоятельно. Выучил басню Михалкова, стихотворение Лермонтова, прозу Тэффи... Страха не было. Но так вышло, что я запомнился не по этому материалу. Курс набирали режиссеры Борис Афанасьевич Морозов и Борис Голубовский. Тем, что показывались до меня, Голубовский все время говорил: «Плохо слышу. Громче!» Я заходил четвертым в пятерке абитуриентов. Меня попросили рассказать рецепт приготовления пиццы, зная, что я работал поваром. Когда очередь дошла до меня, начал очень громко рассказывать рецепт пиццы. И Борис Гаврилович сказал: