Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Александр Демьяненко говорил: "Шурик испортил мне жизнь. Но только благодаря ему я фантастически известен"
Интервью с супругой актера Людмилой Демьяненко мы взяли много лет назад, когда она еще была жива. Они прожили вместе двадцать пять счастливых лет. И ни разу не поссорились. Александр Сергеевич мог с присущим ему юмором процитировать классика: "Она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним". Иногда ненадолго расставались, зато встречу превращали в настоящий праздник. Людмила Акимовна рассказала в интервью "Коллекции Каравана историй" о настоящем Демьяненко, каким он был дома и с друзьями.
С Сашей мы познакомились на киностудии «Ленфильм». Я работала там ассистентом режиссера дубляжа, а Александр Демьяненко часто озвучивал иностранные фильмы. Его даже называли «королем дубляжа». Когда на «Ленфильм» привозили новую зарубежную картину, мы вызывали актеров для просмотра оригинальной версии фильма, а я читала им русский перевод. Однажды режиссер поручил мне: «Людмила Акимовна, пригласите на просмотр Демьяненко».
Как ассистент я была заинтересована в том, чтобы актеру понравился фильм. Поэтому, сидя за пультом, время от времени наблюдала за Сашей. Мне казалось странным, что фильм очень смешной, а он сидит с каменным лицом, ни один мускул не дрогнет! После сеанса даже не решилась первой с ним заговорить, так как была уверена, что он откажется от работы. А Демьяненко, посмотрев на меня внимательно, после небольшой паузы произнес: «Прекрасное кино!» И мы стали работать вместе. В перерыве я бежала в студийный буфет, чтобы занять очередь для всех сотрудников. Александр Сергеевич сидел в одиночестве за отдельным столиком. Как-то он попросил меня взять ему чашку кофе. И вскоре уже обедал вместе со всеми.
К сожалению, время дубляжа картины пролетело как один день! Александр Сергеевич зашел на студию попрощаться и, переминаясь с ноги на ногу, робко протянул мне небольшой сверточек. Я растерялась, смутилась — впервые в жизни получала подарок от актера! Поблагодарив Сашу, убежала в свой кабинет. В коробочке был замечательный набор маленьких шоколадок: они лежали в отдельных ячейках, и на каждой конфете было написано «Тоблер». Это был удивительно трогательный подарок, потому что именно так звали главного героя, которого озвучивал Демьяненко. Позже я его спрашивала, где он раздобыл шоколад со значением в дефицитные советские времена. Но он только хитро улыбнулся и пошутил: «Места надо знать!»
Я почему-то была уверена: наша встреча не случайна. Интересно, что впервые увидела Александра Демьяненко еще в шестидесятые.
Я тогда работала артисткой ансамбля русского классического водевиля при Ленинградской филармонии. Как-то наш ансамбль поехал на гастроли в Калининград. Там же в это время находился и Саша. Он снимался в фильме режиссеров Алова и Наумова «Мир входящему». Так получилось, что мы жили со съемочной группой в одной гостинице. Тогда я была настолько далека от кино, что понятия не имела, кто такой Демьяненко!
Окно моего номера выходило во двор, на огромном подоконнике мы с подружкой, актрисой-травести, часто загорали. Оказывается, Демьяненко жил этажом ниже.
Однажды перед спектаклем мы с подругой отдыхали на нашем подоконнике, свесив головы вниз. Под нами на таком же подоконнике лежали Александр Сергеевич с артистом Хитровым и смотрели на нас. Мы кокетничали с молодыми актерами напропалую, пока нам не сделал замечание наш режиссер.
Возвращаясь поздно после спектакля, мы с актерами обычно встречались у титана с горячей водой. Однажды, это было 30 мая, Виктор Авдюшко, который играл главную роль в фильме «Мир входящему», увидел меня с огромным букетом сирени. Мне его преподнесли после спектакля зрители. «Людочка, — попросил он. — У нашего актера сегодня день рождения. Вы не подарите ему веточку сирени?» Я щедро протянула весь букет.
Через много лет я напомнила об этой истории Саше, он воскликнул: «Действительно, в Калининграде мой номер утопал в сирени». Разве это не судьба?!
Мы с Александром Сергеевичем постоянно сталкивались на киностудии «Ленфильм». Мне даже показалось, что он меня подстерегает. Как-то Саша предложил подвезти меня домой. Я пыталась отказаться, сославшись, что живу очень далеко от работы. «Неужели в Москве?» — притворно удивился он. Когда мы подъезжали к моему дому, я предупредила: «Пожалуйста, не надо к подъезду. Мне не хотелось бы, чтобы нас видели соседи или моя дочь».
Саша очень галантно за мной ухаживал. Однажды зашел на «Ленфильм» 8 Марта и вручил мне небольшую коробочку. И я совершила неосторожность, разорвав красивую упаковку при сотрудницах. Их удивленному взору предстал флакон дорогих французских духов. По студии моментально поползли слухи о нашем бурном романе! Хотя, видит Бог, я была чиста! Саша мне нравился, но любовь пришла не сразу. Скорее это была дружба. В начале нашего романа я и не думала о его звездном статусе.
Саша был очень интеллигентным и деликатным даже в любви. Однажды он пригласил меня в кафе на актерские посиделки. Вдруг я заметила, что Саша чем-то подавлен. И я решила его «расколоть»:
— Александр Сергеевич, что с вами происходит? Погода прекрасная, с работой у вас все хорошо, а вы грустите. Влюбились бы, что ли!
Да простит меня Бог, я задала ему этот вопрос, чтобы сдвинуть с мертвой точки наши отношения: мы уже давно любили друг друга, а признаться в этом не хватало духу. Саша посмотрел на меня и серьезно ответил:
— А я уже влюблен. В вас!
Честно говоря, я ни на что не рассчитывала, не строила планов, считала, что в моей жизни произошла мимолетная встреча. У актеров романы — дело житейское, в этом была уверена на все сто процентов! Я и не подозревала, что ко мне пришла настоящая любовь... Приближался Новый год, Александр Сергеевич через мою подругу попросил не приходить на праздник в Дом кино. Он шел туда с женой. Боялся за себя, и я послушно осталась дома. Конечно, всплакнула тогда под веселый «Голубой огонек», который шел по телевизору. Подруга, которая была в Доме кино, уверяла меня потом, что Демьяненко весь вечер грустил и явно чувствовал себя не в своей тарелке.
Буквально через несколько дней после Нового года Саша пришел ко мне с небольшим коричневым чемоданом и... остался на всю жизнь.
Для моих друзей это стало шоком. Они меня любили и желали видеть рядом со мной рыцаря на белом коне, за которого я выйду замуж. Саша был женатым человеком, а значит, по их мнению, не подходил мне по всем параметрам. Муж моей подруги часто в шутку угрожал Саше: «Ты у меня смотри, Люду не обижай!»
А мы не торопились расписываться. Нам было хорошо и без злополучного штампа! Но однажды я испытала унижение в гостинице: строгий администратор не желал селить нас в один номер из-за того, что по паспорту мы не муж и жена. И тут раздражение взяло верх над чувствами. Я сказала Саше: «Даже не представляешь, как на душе станет легко, когда ты на это решишься!»
Он соглашался со мной, но все равно ничего не предпринимал. Наверное, я бы еще долго ждала чуда, если бы не наша подруга Елена Драпеко.
Как-то она ультимативно ему заявила:
— В конце концов, когда же ты решишься?!
Александр Сергеевич стал оправдываться:
— Как же я пойду в ЗАГС? Все будут пялиться на меня, шушукаться вокруг.
Но Лена была настроена очень решительно:
— Завтра в десять я за тобой заеду, будь готов!
Она буквально за руку повела Сашу в ЗАГС. Он страшно боялся лишних вопросов, поэтому Леночка действовала от его имени и даже собственноручно написала заявление о разводе. К счастью, эта процедура прошла быстро и безболезненно. Тем более что у него с женой не было совместных детей и претензий на раздел имущества: Саша оставил бывшей жене квартиру, а за дачу в Соснове выплатил ей денежную компенсацию. А поженились мы, когда Лика уже училась в институте...