Когда возраст берет нас в заложники
Взаимная зависимость способна сблизить дочь и мать. Но уход за пожилыми родными дорог и сложен, поэтому старение часто становится испытанием. Психоаналитик Клод Альмос говорит о стыде, тревоге, чувстве вины и о том, как нам остаться людьми.
У Магды Сабо есть роман «Пилат» о женщине-враче, которая после похорон отца привозит мать, всю жизнь прожившую в деревне, к себе в город. Конечно, она делает это, чтобы та не оставалась в одиночестве и жила в комфортной обстановке. Она и ведать не ведает, что, отрывая мать от ее мира, ворует у той конец жизни.
Благими намерениями вымощена дорога в ад… Теми самыми, которыми мы всегда прикрываемся, когда хотим кому-то помочь, но забываем спросить, что этот человек считает хорошим для себя. Мы самонадеянно присваиваем себе право решать за него.
Как мы можем защитить и поддержать близкого, продолжая признавать в нем человека, способного выразить собственное желание, достойное уважения? Это главный вопрос как при воспитании детей, так и в вопросах заботы о пожилых родителях. Дети должны ответить на него в тот момент, когда они и сами становятся более уязвимыми. Это часто происходит, когда мы сталкиваемся с призраком собственной старости и страхом быть отвергнутыми обществом, в котором пожилой возраст равносилен неполноценности.
В первую очередь это относится к женщинам, ведь общество до сих пор придает неоправданно большое значение их внешности. Поэтому мать, старея, становится для дочери пугающим зеркалом ее собственного будущего. Тем более, если жизненная история дочери не позволила ей (бессознательно) отделить свое тело и свое существо от матери. В этом случае она будет считать себя обреченной на точно такую жизнь. Но трудности не только в этом.
На горизонте родительской старости все время маячит мысль об их неизбежном уходе. Это причиняет боль и вызывает тревогу: потомки оказываются «на передовой», лицом к лицу со смертью, от которой их больше никто не отделяет.
Поэтому, когда родители стареют, отношения с ними как у сыновей, так и у дочерей бывают отягощены страхом. И дети должны заботиться о родителях, чувствуя этот страх. Каждый день, во всех повседневных действиях, если родители уже не могут себя обслужить.