Эти люди разрабатывают беспилотные автомобили, пригодные для российского климата

Популярная механикаHi-Tech

Зимний город

Обычно беспилотные автомобили тестируются в прекрасных погодных условиях – например, в Калифорнии, где солнечно, видна разметка, нет снега. В России почти всегда плохая погода, снег, дождь и неидеальные дороги.

И если мы не начнем делать транспортные средства под эти реалии, то из Калифорнии они до нас доберутся очень нескоро. «Поэтому был взят сегмент, характерный именно для России», – говорит Константин Кайсин, операционный директор технологических конкурсов Up Great. Технологический барьер конкурса «Зимний город» устанавливали исходя не из текущего уровня техники, а из того, что действительно потребуется, чтобы беспилотный автомобиль вышел на дорогу. Беспилотник должен справляться с любой дорожной ситуацией не хуже среднего водителя. Именно на этот уровень и ориентировались, разрабатывая условия конкурса.

Александр Повалко

Генеральный директор РВК

«"Зимний город" это не конкурс транспортных средств, это соревнование интеллектуальных ресурсов команд, сложнейших технологий машинного зрения, алгоритмов распознавания и обработки сигналов. Участвовать в конкурсе —это значит принять очень серьезный вызов, на такое способен далеко не каждый. Все команды продемонстрировали высокий уровень подготовки и продолжат доработку своих технических решений, а мы окажем им необходимую поддержку»

Трасса

Стандартный профиль поездки из ближайшего Подмосковья в Москву – это 50 км за 3 часа: по статистике, водитель в среднем проезжает около 25 км по загородным трассам, 20 км по городу и еще 5 км простаивает в городских пробках. Однако проводить испытания беспилотного транспортного средства на дорогах общего пользования без оператора запрещено. В России для этого есть всего один подходящий сертифицированный полигон – в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) в Дмитрове, трассу которого все равно пришлось сильно доработать под требования конкурса. Маршрут спроектировали в соответствии со всеми ГОСТами. Это была ювелирная работа – вписать в небольшой кусочек земли максимальное количество элементов дорожной инфраструктуры: светофоры с системой управления, имитацию железнодорожного переезда и тоннеля, круг, «лежачие полицейские», комплекс имитации движения пешеходов, который был разработан специально для конкурса. Предложенный участникам маршрут движения и время его прохождения сначала были смоделированы на цифровом двойнике трассы, а затем вживую опробован организаторами. «Мы с коллегами катались по полигону в течение примерно получаса. Честно скажу: темп, который мы предложили выдержать беспилотникам, не такой уж высокий – по знакомому маршруту мы обычно ездим быстрее, – говорит Константин Кайсин. – Но мы на себе почувствовали другую проблему: из-за высокой плотности элементов дорожной инфраструктуры необходимо постоянно быть максимально сконцентрированным. Уже через десять минут начинаешь уставать, отвлекаться и ненароком можешь и правила нарушить. А вот беспилотник усталости не знает». Еще одна задача, которую предстояло решить разработчикам, – это имитация других водителей, участников движения. Обычные машины для этого не годились: движение на одном участке с полностью автономными автомобилями считается повышенно опасным, поэтому требовалось обеспечить дополнительную защиту водителей. Нашли выход в союзе с раллийными командами: только в автомобили, участвующие в ралли, встроен необходимый каркас безопасности. Водители раллийных автомобилей выполнили действительно сложную работу: ехать с тяжелым спортивным сцеплением несколько часов в рваном неспешном режиме среди беспилотников реально трудно. Не обошлось и без неожиданностей: на некоторых спортивных машинах стояли прямоточные выхлопные системы, и облака выхлопных газов некоторые беспилотники детектировали как препятствия, которые не могли отсеять стандартные фильтры. Это является еще одной особенностью минусовой температуры на дорогах и, естественно, встречается повсеместно на территории России в зимнее время.

Штрафы

Следующей проблемой стали штрафы. Изначально организаторы взяли КоАП и все штрафы выписали оттуда, но прямо пересчитать рубли в штрафные минуты не получилось. Поэтому в итоге штрафы были сбалансированы с учетом экспертного мнения. Самыми тяжелыми нарушениями считались те, которые представляли потенциальную опасность жизни и здоровью человека, то есть выезд на полосу встречного движения и наезд на пешехода. За это полагались штрафные баллы, сразу лишающие шансов на победу. А основными погрешностями на испытаниях стали нарушение разметки, которую цепляли при повороте, и проезд на красный свет.

Как ни странно, одной из самых сложных задач для участников стало именно распознавание сигналов светофора, что в ближайшей перспективе беспилотникам и не понадобится. Дело в том, что с появлением на дорогах беспилотного транспорта светофоры начнут передавать свое состояние и по радиоканалу. Основная проблема на сегодняшний день – в выборе стандарта передачи. И если для людей оптическая передача оптимальна, то для беспилотных автомобилей – сплошные проблемы. В разное время суток бортовые видеокамеры определяют цвет светофора по-разному. Вечером в городе появляется много паразитных сигналов – начиная от световой рекламы и заканчивая уличным освещением. Опять же сложная задача – из всех сигналов, видимых системой при приближении к перекрестку, вычислить именно тот, который относится к твоей полосе движения. Для большинства участников проблема оказалась новой, и в команды приходилось включать дополнительных специалистов, которые занимались только проблемой распознавания светофоров. Тем не менее светофоры оказались самым большим источником штрафных баллов.

Кирилл Каем

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»

«Адаптировать беспилотный транспорт к условиям русской зимы – одновременно и вызов, и важная задача, скоторой, как мы видим, сегодняшние конкурсанты успешно справились. Желаю не останавливаться на достигнутом в усовершенствовании своих разработок. Фонд "Сколково", в свою очередь, готов поддерживать подобные проекты и помогать им в развитии»

Команды-финалисты:

  • BaseTracK
  • МАДИ
  • НГТУ
  • StarLine
  • Авто-РТК

МАДИ (Москва)

«Мы пытаемся создать беспилотник, который бы ездил хотя бы на уровне хорошо подготовленного водителя. А так как человек 90% информации получает зрительно, мы делаем технический акцент на стереозрении, – говорит Никита Голубченко. – Однако сейчас мы не можем отказаться от лидара,и в "Зимнем городе" он применялся для определения препятствий».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
Ухудшилось ли ваше отношение к Украине за последнее время? Вопрос дня Ухудшилось ли ваше отношение к Украине за последнее время? Вопрос дня

Украинские и российские социологи зафиксировали ухудшение отношений

СНОБ
Стрельба втемную Стрельба втемную

Эта история российского стрелка Влада Лобаева началась с ролика на Youtube

Популярная механика
Дамы, ваш выход Дамы, ваш выход

Мир искусства, дизайна и архитектуры был бы совсем другим, если бы не женщины

AD
Марсианские хроники 2020 Марсианские хроники 2020

Для межпланетарной космонавтики будущее лето станет особенно жарким

Популярная механика
Летающая радиация: самолеты с ядерной силовой установкой Летающая радиация: самолеты с ядерной силовой установкой

Из-за проблем с радиацией, атомолеты так и не встали на массовое производство

Популярная механика
Нежные машины Люси Макрай Нежные машины Люси Макрай

Человек обречен на одиночество, но его утешат механические объятья

Популярная механика
«Счастье мое»: 4 мифа об этом состоянии «Счастье мое»: 4 мифа об этом состоянии

Есть масса мифов о том, что же такое счастье и как достичь этого состояния

Psychologies
Многогранные таланты Многогранные таланты

Прошлый век оказался весьма щедрым на гениальные умы

Популярная механика
Запах женщины Запах женщины

В чем секрет неиссякаемого потока энергии и энтузиазма Антонио Бандераса

Grazia
Мини-арсенал Мини-арсенал

Точнейшие миниатюрные копии стрелкового оружия, из которых можно и пострелять

Популярная механика
Оказывается, стресс на работе может быть полезен: 7 доказательств Оказывается, стресс на работе может быть полезен: 7 доказательств

Список положительных качеств стресса на работе, о которых стоит подумать

Playboy
Биолог на Марсе Биолог на Марсе

Первый неамериканский марсоход: Rosalind Franklin в поисках воды и жизни

Популярная механика
Винтаж, тирольские шляпы и военная форма: костюмы в «Кролике Джоджо» Винтаж, тирольские шляпы и военная форма: костюмы в «Кролике Джоджо»

С помощью костюмов художница показала мир и войну глазами ребёнка

GQ
Подумай хорошенько Подумай хорошенько

Как нейросети читают мысли

Популярная механика
Их союз выдержал испытание Их союз выдержал испытание

Мы можем дружить годами и семьями, а потом происходит что-то и связь обрывается

Psychologies
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил Как составить самому себе эффективный план тренировок: 5 главных правил

Такой подход к тренировкам увеличит шансы на заметный прогресс

Playboy
Летающий мопед Летающий мопед

Автожиры: полет над вулканом и не только.

Популярная механика
Бои без правил Бои без правил

В чем причина вражды между мамой и женой одного и того же мужчины?

Добрые советы
Земля переезжает Земля переезжает

Когда Солнце начнет затухать, корабль «Земля» уже прибудет к новой звезде

Популярная механика
Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией Девушка в саркофаге: как я живу с клаустрофобией и агорафобией

Медиахудожница рассказывает о своей жизни с агорафобией и клаустрофобией

Cosmopolitan
На понятном языке На понятном языке

Как появился Kotlin, и правда ли, что он идеален для программирования

Популярная механика
8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?) 8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?)

Ты не грязнуля, мы все так делаем!

Playboy
Криптовалюты. Поколение второе Криптовалюты. Поколение второе

От «цифрового золота» к полноценным деньгам

Популярная механика
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
Шестое поколение Шестое поколение

За сетями 5G уже проступают контуры следующего поколения связи

Популярная механика
Безос позавидовал Маску: как богатейший человек планеты потерпел фиаско в Нью-Йорке Безос позавидовал Маску: как богатейший человек планеты потерпел фиаско в Нью-Йорке

Amazon решил добиться льготных условий для строительства новой штаб-квартиры

Forbes
Щит от гиперзвука Щит от гиперзвука

Они быстро настигнут врага в любой точке мира

Популярная механика
7 способов снять тревогу без успокоительных 7 способов снять тревогу без успокоительных

Мы можем справиться с беспокойством, не прибегая к помощи лекарств

Psychologies
Открыть в приложении