Кодекс шопоголика: как бороться с навязчивым желанием приобретать вещи
В приобретении новых вещей нет ничего плохого. Но норма перестает быть таковой в тот момент, когда у покупок появляется скрытый подтекст — желание сбросить напряжение, ощутить почву под ногами или поднять самооценку. Все это чревато не только лишними тратами, но и большим стрессом. Разбираемся в причинах шопоголизма и ищем способы справиться с бесконтрольным потреблением.
Рефлекс покупателя
Согласно теории американского психолога Берреса Скиннера, каждый раз, когда нам удается снять стресс при помощи какого-то действия, мы получаем положительное подкрепление этому паттерну и в будущем с удовольствием возвращаемся к этим приятным ощущениям.
Поэтому если хоть раз благодаря шопингу мы избавлялись от грусти и тревоги, начинали чувствовать себя красивой и уверенной в себе, в голове прочно оседает рецепт волшебной пилюли — покупать, покупать и еще раз покупать.
К бесконтрольному потреблению приводит и выброс дофамина — нейромедиатора, который играет немаловажную роль в формировании мотивации. Он отвечает за чувство удовлетворения. И чем чаще мы производим действия, способствующие выработке данного гормона, тем больше нам хочется повторять их снова и снова.
А ведь именно это и происходит, когда страстное желание обладать чем-либо наконец-то удовлетворяется на кассе магазина.
Причины шопоголизма
Если на физиологическом и поведенческом уровне совершать покупки — значит попросту стремиться к чувству удовлетворения, то на психологическом уровне все сложнее.
«Существует огромное количество причин, почему мы регулярно хотим скупить половину торгового центра, — рассказывает психолог и имидж-коуч Юлия Мореходова. — Внутри нас будто заложена настоящая бомба замедленного действия, состоящая из детских травм, регулярных стрессов и неуверенности в себе, которая того и гляди взорвется, если на горизонте замаячит яркая вывеска».
К этому списку Юлия добавляет и неочевидные пусковые механизмы ониомании — непреодолимого желания что-либо покупать.