Картонная инженерия Даниеля Агдага
Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона, дерева и чертежной бумаги. Его работы легки и хрупки, но изображают они совсем не легковесные вещи: турбины, башни, подъемные краны, железнодорожные мосты и летательные аппараты. Они не летают, не ездят, не вырабатывают электричество и не ловят радиосигналы – но выглядят так, как будто запросто могли бы все это делать.
Все началось с того, что Даниель увидел у друга-архитектора картонный макет будущего здания. Художник попросил немного картона и вырезал из него модель светофора – очень детальную, с проводами и коробкой, напичканной картонной электроникой. Архитектору и его коллегам светофор понравился – так художник нашел свой материал. За последние пять лет Агдаг построил из картона целый технопарк причудливых аппаратов и зданий, напоминающих смесь Шуховской телебашни с готическим собором. Чтобы заставить зрителя приглядываться к этим механизмам, Агдаг изобрел технику, состоящую из импровизации, логики, фантазии и интуиции. С ее помощью он имитирует электронику и механику, сложность и функцию.
Метод
Список инструментов у Агдага невелик: художнику нужны только рабочий стол, картон, хирургический скальпель № 11 и лезвия к нему, канцелярский нож и металлическая линейка. В этом наборе нет даже карандаша, потому что Агдаг не делает набросков. «Мою работу можно назвать рисованием скальпелем, я ничего не планирую заранее», – часто говорит он. Пропорции скульптур и даже функциональные детали Даниель задает на глаз, даже линейкой пользуется только как направляющей, когда нужен ровный срез. Конечно, такой подход подразумевает множество итераций, Агдаг постоянно меняет одни детали на другие, более подходящего размера или формы. В этом его художественный метод сродни подходу Джексона Поллока: американский абстракционист тоже говорил, что никогда не делает набросков. Правда, в отличие от картин Поллока, скульптуры Агдага выглядят так, как будто продуманы заранее и собраны по сложным чертежам.