Не время стареть. Как пожилые люди меняют мировую экономику
С каждым годом процент пожилых людей увеличивается — это самая быстрорастущая часть человечества. Бизнесы, рассчитанные на потребности людей после 60 лет, составляют «серебряную экономику», а ниша товаров и услуг для этой категории людей растет во всем мире
Еще никогда люди не жили так долго и не выглядели в семьдесят лет столь «не пожилыми» — прогрессирует не только продолжительность жизни, но и ее качество. Могли ли мы себе представить еще двадцать лет назад, что календарь Пирелли, нескончаемое количество лет разыгрывающий пьесу «12 месяцев — 12 молодых красавиц», в 2016 году полностью снимет возрастное табу? В фотообъективе знаменитой Энни Лейбовиц появились кинопродюссер Кэтлин Кеннеди (63), режиссер-документалист Фран Лейбовиц (66) певица и поэтесса Патти Смит (69), коллекционер и директор MoMA PS1 Агнес Ганд (78) и Йоко Оно (83). В Европе успешно проводят фестивали типа Coachella для «серебряного» поколения.
Генерация «новых пожилых» довольно скоро резко увеличится. И она будет нуждаться не столько в помощи собственных детей, — прослойка молодых уже сейчас становится все тоньше, — сколько в продлении возраста самостоятельности и в большей степени в новых технологиях, в других продуктах, в ином устройстве городов, адаптированном под их физиологические особенности и ритм жизни. Потому увеличение доли «серебряной» экономики, — рассчитанной на потребности людей старше 60, — становится все более значимой во всем мире.
Уже несколько лет ведущие мировые экономисты строят прогнозы развития «серебряной» экономики — серьезные и долговременные. В прошлом году аналитики головного офиса Credit Swiss назвали инвестиции в нее супертрендом года, отметив «сейсмический» сдвиг в возрастном составе населения планеты. По прогнозам, к 2050 году поколение 60+ вырастет с 900 млн человек в мире в 2015 году до 2 млрд в 2050-м, а продолжительность жизни будет увеличиваться на один год каждые пять лет. Кроме того, сейчас на одного пожилого человека приходится 7 работающих, а в 2030-м году их будет 4,9.
Итак, пожилые люди — самая быстрорастущая возрастная группа потребителей в мире. По данным National Transfer Account за август 2016 года, потребление на душу населения людей 65+ выше, чем людей 25-64 лет: разница составляет от примерно 6% в Китае и 8% в Канаде, до 29–30% в Швеции и Японии и 37% в США. В США средний доход домохозяйств бэби-бумеров (50+) в три раза выше, чем у более молодых поколений. В развитых странах бэби-бумеры обеспечивают доход 50–60% потребительского рынка. Уже через два года, в 2020 году, покупательная способность тех, кому 60 и больше, составит около $15 трлн.