«Картинки с выставки: наука и технологии в раннем СССР»
Как создавалась экспозиция Отдела прикладной ботаники
19 августа 1923 года в Москве открылась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка (ВСХВ). С ее помощью большевики хотели познакомить широкие слои населения с идеями модернизации труда и быта, а также наладить экономическое и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами. В книге «Картинки с выставки: наука и технологии в раннем СССР (по материалам Всероссийской выставки 1923 года)» (издательство «Рутения») историк Ольга Елина рассказывает об организации и экспозиции выставки и представляет ее как инструмент «научной дипломатии». Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным участию в выставке Отдела прикладной ботаники и селекции Государственного института опытной агрономии под руководством Николая Вавилова.
Ботаника на ВСХВ как научная область и практическая деятельность
а) Отдел прикладной ботаники и селекции Государственного института опытной агрономии
Пожалуй, самая известная в начале 1920-х годов ботаническая институция Советской России — отдел прикладной ботаники и селекции (ОПБиС) Государственного института опытной агрономии (ГИОА), которым руководил к тому времени уже знаменитый ботаник, генетик и селекционер Николай Иванович Вавилов (1887–1943). Напомним вместе с тем, что отдел — институция дореволюционная, ведущая свою историю от Бюро по прикладной ботанике Ученого комитета Министерства земледелия, впоследствии — Народного комиссариата земледелия. Но именно в послереволюционный период и именно под руководством Вавилова отдел снискал славу центра проведения прикладных ботанических исследований в мировом масштабе.
В рамках структуры ВСХВ прикладная ботаника — зона ответственности научно-агрономической секции С. К. Чаянова. В главе I мы обсуждали взаимоотношения давних знакомцев по Петровской академии и Воронежской опытной сети С. К. Чаянова и Н. И. Вавилова. В том числе — чаяновское предложение присоединиться к устройству ВСХВ и вежливый отказ Вавилова, который тот объяснял загруженностью в ГИОА. Однако другому своему корреспонденту в те же дни Вавилов писал: «Шумит Чаянов с Выставкой, но, по-видимому, Выставка будет отложена до 1924 года, только об этом еще открыто не говорят». Напомним: Вавилов неоднократно отмечал, что выставка создается непродуманно, времени на ее подготовку отведено слишком мало; в декабре 1922 года писал тому же Чаянову, что «по серьезному надо готовиться уже теперь». А 17 июня 1923 года с горечью сообщал давнему коллеге, агроному А. И. Стебуту, эмигрировавшему в Сербию: «В августе открывается Всероссийская сельскохозяйственная выставка. Скоропалительно, мало подготовлено». Правда, тут же пояснял: «...все-таки она обещает быть интересной». Еще более резкие отзывы Вавилова о подготовке ВСХВ находим в стенограмме заседания ГВК от 20 июня 1923 года, где приведены слова С. К. Чаянова: «Когда в ГВК к Брагину [председателю ГВК. — О. Е.] приехал Вавилов, то он говорил, что это сумасшедший дом. Это пожар в доме сумасшедших». Вероятно, Вавилов не счел для себя возможным тратить время на регулярные поездки в Москву для организационно-выставочных дел с неопределенным результатом. Но как один из ведущих специалистов в области ботаники и растениеводства стал экспертом Научно-технического совета и экспонентом ВСХВ. При этом Вавилов представлял не только свой петроградский отдел, но и экспозицию «американской части» — Нью-Йоркского бюро (агентства) прикладной ботаники, которое год назад создал вместе с энтомологом и агрономом Дмитрием Николаевичем Бородиным (1887–1957).