Карнавализация действительности: как устроен светский Петербург
Петербурженка, креативный директор издания «Собака.ru» Ксения Гощицкая — о том, как и чем живет светский Петербург и почему цель — это путь
В чем петербуржец может быть абсолютно уверен, так это том, что город стоит на море. Это обстоятельство уже более трех веков определяет и гений места, и локальное сознание, которое очень точно сформулировал на тот момент еще ленинградский поэт Иосиф Бродский:
Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря.
И от Цезаря далеко, и от вьюги.
Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники — ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца.
Как и положено городу-порту, любые тенденции подчиняются здесь цикличному принципу, как приливы и отливы. Например, карнавалы. Дендизм, эстетизация повседневности, маскарады и перформансы укоренились на топких берегах Невы со времен Петра I. С тех пор хештег «жизнь как праздник» все время сменяют периоды аскетизма. И сейчас светская жизнь находится во второй фазе. Например, танцев в колыбели трех революций с когда-то легендарными сквотами, фестивалями на фортах и в заброшенных усадьбах почти не найти. За поддержание технокультуры отвечает клуб Blank — под высокими кирпичными сводами бывшего завода «Арсенал» выступают флагманы движения Никита Забелин, Кирилл Шаповалов и Errortica. Посетители одеты в разнообразное черное, а к гостям старше 30 лет уважительно обращаются на «вы». Камерные вечеринки проходят в небольшом секретном баре «Адище города»: пароль на вход — строка из Владимира Маяковского — меняется каждый месяц. Хорошую музыку раздают в андеграунд-сообществе Co-Op Garage, мимикрирующем под бар-пиццерию, — там выступают резиденты местной радиостудии RRC Garage Studio и участники «Клуба любителей музыки» (КЛМ).
Несмотря на общее затишье, карнавализация действительности никуда не делась: команды Çava Disco и Odyssey регулярно устраивают мероприятия с обязательным дресс-кодом. Кем одеться — единорогом, цветочной клумбой, волшебником из Хогвартса или фарцовщиком из 1990-х, — сообщают в анонсах с подробными мудбордами. Для двухдневного фестиваля Odyssey 20 июля ориентиром для образов объявлен Александр Сергеевич Пушкин и его герои, можно реализовать амбициозный план по превращению себя в русалку или ученого кота — четырехметровый дуб со златой цепью обещают в качестве главной декорации площадки с видом на Финский залив.
С современным искусством в городе дела обстоят бодрее, чем с танцами. Петербуржец не слишком жалует аскетичные пространства white cube, потому хорошо себя чувствуют те галеристы, кто устраивает вернисажи у себя дома: в квартире с видом на Фонтанку Марины Гисич, в Nikolay Evdokimov Gallery на Кирочной или в миниатюрной студии в квартире фотографа и художника Дмитрия Сироткина на Гангутской улице. С авторами принято общаться лично, момент совпадения интересов и ценностей очень влияет на хорошие продажи. А покупать искусство в дом — в Петербурге мощный тренд. Для начинающих коллекционеров есть ярмарки PAF и Third Place, где можно купить графику или тиражные принты за безболезненные суммы от 2‒3 тыс. руб., для увлеченных — ярмарка 1703. Прелесть событий вокруг совриска в том, что на выставках не нужно делать сложное лицо или изображать равнодушный вид: тусовка вокруг локальных художников и поклонников их таланта живая, ироничная и не снобская.
Собирают все: модельер и не только лицо собственного бренда, но и инфлюенсер Rick Owens Янис Чамалиди в отреставрированную квартиру с лепниной и камином в доме немецкого модерна на Петроградской стороне покупает сумрачные полотна петербуржцев Вики Бис и Михаила Бунтина; куратор Аля Есипович превратила свой дом в музей советской скульптуры и мебели коллекционного дизайна; управляющий партнер аудиторско-консалтинговой компании Денис Химиляйне составил себе выдающуюся коллекцию, где карты Таро от концептуалиста Виктора Пивоварова соседствуют с объектами-инсталляциями Анны Желудь.