Если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить дела

Караван историйЗнаменитости

Зоя Кайдановская: «Всегда был пунктик по поводу семейственности»

В семье царил закон: если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить любые дела и сидеть перед экраном. Мама возмущалась: «Ну что вы смотрите это в сотый раз?!» — «Отстань, — отмахивалась бабушка, — уйди, если не нравится!»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Маруся Гримм

Одной из самых необычных премьер этого года в Театре имени Маяковского стали «Новаторы» Никиты Кобелева, где вы играете сразу несколько ролей. Спектаклей о математиках и программистах у нас, пожалуй, еще не было!

— Да, в этом смысле мы тоже новаторы. На репетициях иногда возникало ощущение, что говорю на каком-то инопланетном языке — столько новых понятий и терминов. В «Новаторах» играю дочь Джорджа Байрона Аду Лавлейс, написавшую первую в истории компьютерную программу, и знаменитую американскую программистку Рут Лихтерман.

Фото: Денис Жулин/предоставлено пресс-службой Театра имени Маяковского

— В театре вы одна из самых востребованных актрис. Сколько спектаклей сейчас в вашем репертуаре?

— Двенадцать. Правда во многих есть второй состав. Одни сразу так выпускались, в других постепенно появились вторые исполнительницы моих ролей. Когда пять лет назад родила Соню, пришлось искать подмену.

В прошлом сезоне выпустила три премьеры: уже упомянутых «Новаторов», «Дикарку» по пьесе Островского и Соловьева и «Как важно быть серьезным» по Оскару Уайльду. Не скажу, что это легко, но я люблю примерять новые образы.

— Когда-то в телевизионной постановке «Как важно быть серьезным» блистали ваши родители — Евгения Симонова и Александр Кайдановский...

— И я в каком-то смысле принимала в ней участие! Мама играла Сесили будучи беременной. К моменту окончания съемок находилась уже на седьмом месяце, и группа была всерьез озабочена тем, как скрыть ее животик.

Эту пьесу знаю с детства практически наизусть. В школьном театре играла мисс Призм, как и сейчас.

В спектакле «Московский хор». Фото: Евгения Бабская/предоставлено пресс-службой Театра имени Маяковского

— Какой спектакль вам особенно дорог?

— Наверное «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Там трагическая тема сталинских репрессий, затронувших многие семьи, и постановка необычная — зрители на сцене, а актеры в зале. Постепенно он наполняется портретами наших родных, они — тоже действующие лица.

От нашей семьи — фотографии бабушки Ольги Вяземской и прадедушки Станислава Станкевича, репрессированного в 1937 году. Он был военным, служил в Ленинграде. Мало кто знает, что сын Станислава Венедиктовича — мой знаменитый дедушка Павел Васильевич Симонов, психофизиолог, академик РАН — большую часть жизни носил чужую фамилию.

— Как чужую?

— После ареста прадеда его жену вместе с детьми Павлом и Галиной выслали в Архангельскую область. Их скромное жилье — одиннадцатиметровую комнату в коммунальной квартире — конфисковали. Если бы не друг семьи и сосед по лестничной клетке известный скульптор Василий Львович Симонов, пустивший Станкевичей к себе, поселиться семье после возвращения в Ленинград было бы негде. Сам Симонов переехал в мастерскую. Павел с юности был увлечен наукой, но сын врага народа не мог рассчитывать на поступление в хороший вуз и карьеру ученого. Василий Львович усыновил его и дал свою фамилию. Родная сестра Павла осталась Галиной Станиславовной Станкевич.

— Бабушка Ольга Вяземская — жена Павла Васильевича?

— Да, мы все звали ее Лялей. Она сыграла огромную роль не только в моей жизни, но и в жизни моих двоюродных сестер Насти и Ксюши — дочерей маминого брата Юрия, телеведущего и писателя, которого все знают под фамилией Вяземский. Он взял ее в качестве псевдонима, когда занялся литературным творчеством.

— Кем вас видели взрослые в детстве?

— Маленькой я хорошо пела и очень чисто воспроизводила мелодию. Голос был не по-детски сильным. Взрослые решили, что подрастает певица, и повели к учительнице, у которой еще мама занималась на фортепиано. Та сыграла пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Чайковского. Я зарыдала, чему женщина безумно обрадовалась: «Как тонко девочка чувствует музыку! Ей надо учиться!»

В музыкальной школе продержалась пять лет. Говорят, способности были, техники не хватало. А вообще, чем я только не занималась! И танцами, и теннисом, и английским. Ляля блестяще им владела и была замечательным преподавателем.

Например устраивала «британские» чаепития после урока. Ксюша, моя младшая двоюродная сестра, постоянно возмущалась: «Ну почему мы должны пить чай на английском, ведь живем в Советской стране!»

Но бабуля как в воду глядела. Язык внучкам пригодился. И Настя, и Ксюша, и моя родная сестра Маруся вышли замуж за иностранцев.

Фото: Vostock Photo

— Вы понимали в детстве, что мама — известная актриса?

— Конечно, и очень ревниво относилась к ее партнерам-мужчинам. Не раздражал меня только Александр Леонидович Кайдановский, родной папа. Александр Абдулов в «Обыкновенном чуде» ужасно не нравился, как и Рустам Сагдуллаев в картине «В бой идут одни «старики». Сейчас смотрю эти картины и удивляюсь: почему?

Вообще, в семье царил закон: если по телевизору показывали фильм с мамой или папой, все должны бросить любые дела и сидеть перед экраном. Мама возмущалась:

— Ну что вы смотрите это в сотый раз?!

— Отстань, — отмахивалась бабушка, — уйди, если не нравится!

Когда кто-то отлынивал, устраивала скандал. Она собирала все статьи о дочери. Гордилась ею.

На съемках «Сталкера». Фото: из архива З. Кайдановской

— Евгения Павловна не рассказывала, почему рассталась с вашим папой?

— А что тут рассказывать? Мне кажется, он не был создан для семьи, быта. Что такое брак? Бесконечные компромиссы, желательно обоюдные. А родители — две сильные личности, которым наверняка было трудно ужиться. Не хочу сказать, что мой отчим Андрей Андреевич Эшпай слабее. Но он режиссер, а мама — актриса. Это идеальное сочетание. Актер и актриса — нет.

Вы спросите: какая может быть конкуренция между мужчиной и женщиной? А она есть, и очень высокая. В определенный период у мамы оказалось много работы, а у папы не было вообще. Для мужчины это немыслимо. Тем более если он актер такого масштаба, как Александр Кайдановский. Женщина еще может найти замену, отдушину. Мужчина — едва ли.

— Вы общались с отцом после развода родителей?

— Сначала довольно редко. Он навещал, приносил подарки, но не всегда вспоминал обо мне. Обычно накануне моего дня рождения папе звонила бабушка Ольга Сергеевна, чтобы не забыл поздравить. Рассказывают, что я этого ждала. Сама такого, честно говоря, не помню и не могу сказать, что мне не хватало отца.

Через три года у нас появился Андрей Андреевич Эшпай и все как-то сразу сложилось, появилась настоящая семья. После рождения Маруси это ощущение только упрочилось.

В двенадцать лет я сменила фамилию с Кайдановской на Симонову. Не из-за обиды на отца — чтобы быть частью семьи. Сначала хотела стать Зоей Андреевной Эшпай. Но мама сказала: «Зоенька, для этого нужно, чтобы папа отказался от родительских прав и Андрей Андреевич тебя удочерил. Папа на такое никогда не согласится». И я стала Симоновой. Кайдановская — псевдоним. Взяла его, когда начала работать с мамой, чтобы избежать путаницы и не быть Симоновой-младшей.

— Как познакомились Евгения Павловна и Андрей Андреевич?

— На съемках его короткометражки «Когда играли Баха». Из творческой истории возник роман. Помню, Андрей Андреевич приходил на мамины спектакли в Театр Маяковского — очень красивый, в белом костюме, с шикарным букетом. В такого мужчину невозможно не влюбиться!

Они были совсем молодыми. Маме тридцать, Андреичу двадцать девять. И то, как он принял меня, просто удивительно. Не могу об этом спокойно говорить! Слезы подступают. Нужно очень сильно любить женщину, чтобы так полюбить ее ребенка. И я Андреича сразу приняла.

У нас до сих пор невероятно теплые отношения. Он ни в чем не делает разницы между мной и Марусей. Переживает за нас одинаково, и ругает одинаково, и любит...

— Вы старше сестры почти на десять лет. При такой разнице в возрасте не всегда складывается дружба, зачастую возникает ревность.

— Я безумно мечтала о сестре и всю мамину беременность ждала ее так, что даже научилась пеленать куклу. Знакомые, приходившие в гости, поражались, как ловко это делала: подгузник марлевый, подгузник тканевый, распашонка простая, распашонка байковая и так далее.

Мама из роддома написала письмо крупными печатными буквами — что нужно собрать и принести. Приданое купили заранее, и нам с Настей и Ксюшей разрешили в него поиграть. После чего детские вещи постирали и прокипятили.

Увидев это чудо — сестру — я просто сошла с ума. Готова была сидеть над ней день и ночь. Очень люблю маленьких детей и всегда хотела быть мамой.

Так что ревность — не наш случай. Не было такого, чтобы младшую все любили, опекали, а старшая — изгой. И мы с Марусей всегда дружили и дружим.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка» Елена Панова: «Я хоть и не очень состоятельная, но вполне состоявшаяся артистка»

Елена Панова — о своих образах, фильмах и семье

Караван историй
Ценный женский опыт: как Риз Уизерспун стала самой богатой актрисой мира Ценный женский опыт: как Риз Уизерспун стала самой богатой актрисой мира

Риз Уизерспун сделала ставку на истории, в центре которых — женские персонажи

Forbes
Игорь Корнелюк: «Если случится что-то в жизни, выйду на Невский с аккордеоном. С голоду точно не умру» Игорь Корнелюк: «Если случится что-то в жизни, выйду на Невский с аккордеоном. С голоду точно не умру»

Я понял: это моя последняя свадьба, вышел в иную весовую категорию...

Караван историй
Удивительная кольчуга из адаптивного материала, способного изменять жесткость Удивительная кольчуга из адаптивного материала, способного изменять жесткость

Технологичная имитация древней кольчужной брони

Популярная механика
Нина Дворжецкая и Алексей Колган: Нина Дворжецкая и Алексей Колган:

Нина Дворжецкая и Алексей Колган — о своей семье, детях и любви

Караван историй
«Историю поколений можно проследить через коллекцию сигаретных пачек»: как фотограф Саша Генцис снимает мир без людей «Историю поколений можно проследить через коллекцию сигаретных пачек»: как фотограф Саша Генцис снимает мир без людей

Выставка фотографа Саши Генциса «Природа или прогресс», посвященная экологии

Forbes
Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными» Владимир Иванов: «Все ученики становятся для меня родными»

Педагог заявила: «Не надо вам в артисты!» И вот тут взыграла моя гордыня

Караван историй
Почему молодые родители не справляются с родительскими обязанностями Почему молодые родители не справляются с родительскими обязанностями

Мамы и папы не всегда справляются с родительскими обязанностями

СНОБ
«Романтизация — один из инструментов для нормализации насилия» «Романтизация — один из инструментов для нормализации насилия»

Режиссер Михаил Бородин о своем фильме «Продукты 24»

Weekend
Ископаемое черепашье яйцо удалось классифицировать по эмбриону Ископаемое черепашье яйцо удалось классифицировать по эмбриону

Палеонтологи изучили ископаемое яйцо черепахи, обнаруженное в Китае

N+1
Инга Скороходова: Инга Скороходова:

О дружбе писателя Глеба Скороходова с известными людьми рассказывает его сестра

Караван историй
Что нужно знать о туберкулезе у детей и взрослых Что нужно знать о туберкулезе у детей и взрослых

Туберкулез остается убийцей номер один среди инфекционных заболеваний

Домашний Очаг
Светлана Камынина: Светлана Камынина:

Большое интервью со Светланой Камыниной

Караван историй
Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны Поезд Победы. Наука в годы Великой Отечественной войны

«Поезд Победы» – инсталляция, расположенная в передвижном составе

Популярная механика
Анна Ахматова Анна Ахматова

Поэтесса, умерла 5 марта 1966 года в возрасте 76 лет

Esquire
Как создают трансгенные растения: 5 показательных примеров Как создают трансгенные растения: 5 показательных примеров

Кажется, что создать трансгенное растение просто, но на самом деле это не так

Вокруг света
Отказ от курения: что будет со здоровьем через день, неделю, год без сигарет Отказ от курения: что будет со здоровьем через день, неделю, год без сигарет

При отказе от курения изменения наступают уже спустя несколько часов!

Cosmopolitan
Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности Удар по «копейке». 6 популярных мифов о ВАЗ-2101, которые не соответствуют действительности

Хорошее дело ВАЗом не назовут?

Maxim
«Купила Богомолова с потрохами»: избранные моменты из скандального интервью Собчак и психолога Степановой «Купила Богомолова с потрохами»: избранные моменты из скандального интервью Собчак и психолога Степановой

Собчак: «Я сама уехала в Москву на свои деньги, которая мне мама дала»

Maxim
Горячие фото наших спортсменов: веская причина смотреть Олимпиаду в Токио Горячие фото наших спортсменов: веская причина смотреть Олимпиаду в Токио

Чего только стоят наши спортсмены — мускулистые, красивые, пробивные...

Cosmopolitan
Печем дома! Печем дома!

Даже если вы печете раз в месяц, выбирайте для этого правильные ингредиенты

Добрые советы
10 вещей, которые мы используем не по назначению 10 вещей, которые мы используем не по назначению

Почему мы используем все это неправильно

Maxim
Восхождение на Церматт с 13-летней дочерью, или Ответ на вопрос: «Зачем вы идете в горы?» Восхождение на Церматт с 13-летней дочерью, или Ответ на вопрос: «Зачем вы идете в горы?»

Как объяснить подростку, зачем альпинисты идут в горы?

СНОБ
Пять мифов о сотовой связи (в некоторые ты верил не зря) Пять мифов о сотовой связи (в некоторые ты верил не зря)

Могут ли спецслужбы прослушивать твои разговоры и читать эсэмэски?

Maxim
Лада Пузыревская. Я тебя выведу: помогать детям, за которыми «не стоит очередь» Лада Пузыревская. Я тебя выведу: помогать детям, за которыми «не стоит очередь»

Девять лет назад Лада Пузыревская оставила блестящую бизнес-карьеру

Домашний Очаг
Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции Назад из будущего: как в Южной Корее возрождают традиции

Люди так увлеклись технологиями нового тысячелетия, что забыли о традициях

Вокруг света
Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других Секреты похудения звезд сериала «Домашний арест»: Ходченковой, Кошкиной и других

Звезды сериала «Домашний арест» раскрыли личные секреты похудения

Cosmopolitan
Дэвид Харбор Дэвид Харбор

Красный Страж из «Черной вдовы» Дэвид Харбор о пончиках и Марксе

Maxim
Радислав Гандапас Радислав Гандапас

Лекции-тренинги Гандапаса – как рок-концерты

Esquire
Сотрудники на удалёнке совмещают две работы втайне от начальства — и получают от $200 тысяч до $600 тысяч в год Сотрудники на удалёнке совмещают две работы втайне от начальства — и получают от $200 тысяч до $600 тысяч в год

Сотрудники придумали, как отлынивать и работать сразу в нескольких компаниях

VC.RU
Открыть в приложении