Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историйЗнаменитости

Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову. «Люсь, знаешь, какая главная ее черта? — спросил режиссер Сергей Бондарчук, когда мы готовились к съемкам «Войны и мира». — Наташа жизнерадостная, она любит смеяться». А мне засмеяться казалось труднее, чем заплакать, я была романтичной, задумчивой, мечтательной...

Беседовала Ирина Кравченко

Фото: Мирослав Муразов/РИА Новости

В детстве я любила сидеть на подоконнике огромного окна нашей комнаты и смотреть на улицу. Однажды, а дело было вскоре после войны, забралась на свое любимое место и обнаружила рядом открытую жестяную банку с американской колбасой, которая пахла — с ума сойти! Начала есть — и ела, ела, ела... Понимала, что совершаю нечто ужасное — оставляю других без колбасы, но не могла остановиться. Когда вернулась домой мама, бросилась к ней в истерике: что я натворила! «Ничего, Люсенька, — принялась утешать она, — ничего, проживем».

Позднее я объездила весь мир и нигде не встречала такого потрясающего запаха, как у той колбасы. Наверное, он показался мне необычайным потому, что в послевоенное время недоедали, хотя, конечно, с блокадными годами не сравнить.

— Вы что-то помните из той, блокадной жизни?

— Нет, я же была ребенком. С началом войны мама, гостившая тогда с моей старшей сестренкой у родителей под Смоленском, бежала оттуда и пробиралась в Ленинград, чтобы проводить папу на фронт. Застала его еще в городе, он даже успел сделать нам буржуйку — и ушел защищать Невский пятачок. А мама осталась в Ленинграде. С шестого этажа перебралась в такую же коммуналку на первом: боялась, что муж вернется с войны покалеченным и ему трудно будет подниматься наверх. В любом случае правильно сделала: лифты-то перестали работать.

Подобно многим блокадникам, мама не особенно рассказывала о том, какие тяготы пришлось вынести. Знаю, что покупали на рынке столярный клей, который изготавливали на животных костях и жилах, варили его по нескольку дней, а потом ели. Рубили на дрова мебель и топили буржуйки. Света не было, водопровод замерз — за водой ходили на реку.

Но главное, мама ждала ребенка. Рожать не хотела: война, голод, дочке Вале не исполнилось еще и четырех лет. А ничего уже поделать не могла...

В кухне коммуналки стояла большая плита, которую растапливали опять же мебелью, на плите можно было вскипятить воду. В страшном январе 1942 года там, на теплой кухне, появилась на свет я.

В нашей коммуналке жили две женщины, оперные певицы из Франции, они не успели уехать и теперь от голода уже не вставали. Мама принесла меня к ним:

— Вот, посмотрите, у меня родилась доченька.

И одна из этих женщин почему-то сказала:

— Она будет артисткой. — Еще подарила мне гранатовое сердечко: — На память ей от нас.

Вскоре обе умерли.

Всю блокаду мы с мамой и Валечкой прожили в Ленинграде. Странно, но я росла даже пухленькой — у мамы было молоко, она меня кормила. А сама стала дистрофиком, нас троих после войны отправляли куда-то, в санаторий, что ли, немного отъесться.

В общем, мама и детей спасла, и сама выжила. Я была очень к ней привязана, обожала ее, все детство рисовала цветы и дарила ей. А вернувшегося с фронта папу не принимала, относилась настороженно. Постепенно привыкла, но таких теплых отношений, как с мамой, у меня с ним не возникло. У папы были еще Валечка и Олечка, родившаяся в 1946-м, — Лялька, как мы ее называли.

Нет, сами военные годы ничего вроде бы не оставили в моей памяти, но потом я пугалась разных звуков, например грома. На стене в нашей комнате висели часы с маятником, я боялась его стука и оставаясь одна, от страха залезала под кровать. После войны часто болела: бронхиты, воспаления легких...

— Но вы поступили в хореографическое училище. Блокадная болезненная девочка — и волшебный мир сцены... Как возникло желание стать балериной?

— В семье никто не имел отношения к искусству, мысль о балете пришла в голову мне самой.

Мы жили в центре, на улице Некрасова, которая прежде называлась и сейчас называется Бассейной. Лет в десять я из окна увидела девушку с чемоданчиком и очень интересной походкой: она красиво ставила ножки и держала спину ровно-ровно. Узнала, что это балерина, и как-то раз подбежала к ней: «Простите, а что такое балет?» К тому времени я еще не бывала в театре, никаких постановок не видела, только слушала по радиотарелке классическую музыку. Девушка мне немного объяснила: «Для балета надо иметь выворотность, шаг...» — еще что-то рассказала. Дома я начала «заниматься»: прыгала, гнулась, старалась ходить как она.

Фото: Vostock Photo

И вот мы с бабушкой отправились на экзамены в хореографическое училище. Приходим — уйма поступающих!

Члены приемной комиссии спросили:

— Ты занималась танцами?

— Нет.

— А что можешь станцевать?

— Да что хотите! Давайте вальс, — и закружилась.

Педагоги заинтересовались:

— Ты сама сейчас придумала?

— Сама.

И меня взяли. Приняли нас сорок человек, а до выпускного дошли только двенадцать: шесть мальчиков и шесть девочек.

В первый же раз, как пришла на занятия, упала на лестнице и сломала руку. Потом повредила ахилл, болезни легких не отпускали, но постепенно прошли, возможно, благодаря балету.

И пусть детства у нас почти не было — полдня балетный класс, полдня школьные уроки — но как нас учили! Помимо общеобразовательных предметов, преподавали историю балета, драматического театра, живописи, еще и курс музыкальной школы прошли. Правда физику и тому подобные науки я знала плохо, но к этому педагоги относились снисходительно. Зато хорошо успевала по гуманитарным предметам — по русской и зарубежной литературе, французскому языку. В училище имелась прекрасная библиотека, я там прочитала всего Диккенса, писала по нему реферат, наша учительница даже пригласила меня в университет, где преподавала.

Еще мы смотрели все оперы и балеты в Кировском, ныне Мариинском театре, нас часто водили в консерваторию.

Я и дома занималась у палки: папа соорудил мне в коридоре балетный станок. Настолько сильно хотела танцевать, что могла выполнить все, несмотря на болевшее тело, на стертые в кровь ноги: нам выдавали одну пару пуантов, больше купить было не на что. Какие пуанты, если на простую обувь денег не хватало! Смотрю сейчас на свои фотографии той поры, и на одной из них все девочки — в мальчишеских ботинках. Но в старших классах нам в училище платили небольшую стипендию, чтобы могли купить лишнюю пару пуантов.

Где-то со второго класса нас уже занимали во взрослых спектаклях, мы с подружкой танцевали «двоечки», «троечки», па-де-труа. Страха сцены я не знала. Позднее любимой героиней стала Жизель, и участвуя в старшем классе в постановке в составе кордебалета, в тот момент, когда она сходит с ума, я начинала плакать.

С партией Жизели выпускалась из училища, танцевала второй, очень сложный акт, с ней пришла в Кировский театр, куда меня взяли в класс солистов. Моим педагогом стала Наталья Михайловна Дудинская.

Тогда, уже в театре, появился — нет, не страх, а какой-то внутренний трепет. Например сидишь перед спектаклем в буфете, слышишь по радиотрансляции, как настраивается оркестр, и готовишься вскоре выйти на сцену. Волнение, возбуждение, восторг!.. Я жила балетом.

— И тут в вашу жизнь буквально ворвалось кино?

— Да, мне было восемнадцать, когда к нам в театр пришла ассистент Сергея Бондарчука, искавшая девушку на роль Наташи Ростовой.

Татьяна Сергеевна Лихачева обожала балет и позвала меня в Москву на свой страх и риск — я же не была профессиональной актрисой. Я оторопела: Наташу ведь играла Одри Хепберн, в которую была просто влюблена и считала, что лучше нее никто не справится с ролью. Татьяна Сергеевна стала уговаривать: «Послушайте, что вам стоит? Познакомитесь с Сергеем Федоровичем, увидите «Мосфильм». Я подумала: действительно, почему бы не поехать? И согласилась.

Помню, шла на встречу с Бондарчуком, поднималась по лестнице, а он по ней спускался. И как-то странно на меня взглянул, я поняла, что не понравилась ему. Вскоре узнала: он был против балерины, полагая, что та неспособна сыграть драматическую роль. Но делать нечего: привезли — надо порепетировать, посмотреть. Я не боялась: ну не нравлюсь — и ладно, уеду обратно, у меня есть балет.

Взяли сцену, в которой Наташа говорит: «Поцелуйте куклу... Не хотите? Ну, так подите сюда...» Репетировала я ужасно: заикалась, краснела, бледнела. Бондарчук сказал: «Давайте завтра сделаем кинопробу». Я поняла, что он хочет отделаться от меня, и рассердилась на саму себя: неужели не смогу сыграть эту девочку, эту маленькую Наташу?!

На следующий день привезли на «Мосфильм», надели темный парик — у меня были светлые волосы — и платьице, дали в руки куклу... и я ощутила себя другой. Выскочила на съемочную площадку и все сыграла.

«Знаете, — произнес Сергей Федорович, совершенно иначе глядя на меня, — в вас есть что-то от Наташи Ростовой». И я почувствовала, что теперь понравилась ему, а когда нравлюсь, все сделаю как надо.

Стали вызывать на кинопробы с разными актерами, последней была сцена объяснения в любви с князем Андреем, которого играл Вячеслав Тихонов. Мне предстояло заплакать, чего я не умела, помог Иннокентий Смоктуновский. Поначалу он пробовался на роль князя Андрея, но Григорий Козинцев утвердил его в свой фильм «Гамлет», и Смоктуновский выбрал принца датского. Однако на пробах у Бондарчука в тот день присутствовал.

Я стояла лицом к камере, а Иннокентий Михайлович — спиной, и когда произнесла «Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно», увидела, что у Смоктуновского текут слезы. И я тоже заплакала, не могла остановиться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова: Екатерина Климова и Елизавета Хорошилова:

Екатерина Климова — о своих отношениях с детьми

Караван историй
Лучшие алкогольные фильмы, после которых хочется пить еще больше Лучшие алкогольные фильмы, после которых хочется пить еще больше

Данные кинофильмы запрещено показывать всем любителям выпить, то есть россиянам

Maxim
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Чтение выходного дня: «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» Эмили Дэнфорд Чтение выходного дня: «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» Эмили Дэнфорд

Книга Эмили Дэнфорт «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»

Esquire
Бари Алибасов: «Моя жизнь — сплошная провокация» Бари Алибасов: «Моя жизнь — сплошная провокация»

Выступая перед публикой, я играю роль, а с моей сутью знакомы лишь близкие люди

Караван историй
Гид для начинающего велосипедиста Гид для начинающего велосипедиста

Разбираемся, как выбрать свой первый велосипед и что лучше знать

GQ
Мария Миронова: «Надо не бояться искать в жизни свой интерес. Но еще очень важно - если его находишь, не сворачивать» Мария Миронова: «Надо не бояться искать в жизни свой интерес. Но еще очень важно - если его находишь, не сворачивать»

А как я теперь? Как раньше ведь не будет...

Караван историй
Последняя публичная казнь через отсечение головы гильотиной во Франции: история одного фото Последняя публичная казнь через отсечение головы гильотиной во Франции: история одного фото

В 1939 году в Версале казнили серийного убийцу, немца Эжена Вейдмана

Вокруг света
Игорь Корнелюк: «Если случится что-то в жизни, выйду на Невский с аккордеоном. С голоду точно не умру» Игорь Корнелюк: «Если случится что-то в жизни, выйду на Невский с аккордеоном. С голоду точно не умру»

Я понял: это моя последняя свадьба, вышел в иную весовую категорию...

Караван историй
10 вопросов ребенку, чтобы он правдиво рассказал, как дела в школе 10 вопросов ребенку, чтобы он правдиво рассказал, как дела в школе

Как говорить с детьми о школе?

Maxim
Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек Евгения Кузнецова. Под «колпаком» Галины Волчек

Думалось, она будет всегда, но два года назад Галина Волчек покинула театр

Караван историй
Автоматизация или риски: вечный конфликт ИБ и ИТ-специалистов Автоматизация или риски: вечный конфликт ИБ и ИТ-специалистов

Как безопасникам найти общий язык с айтишниками и начать работать вместе

Популярная механика
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Красота в деталях Красота в деталях

Дом для пары с маленьким ребёнком, которая любит историческую архитектуру

SALON-Interior
Вячеслав Чепурченко. Правила игры Вячеслав Чепурченко. Правила игры

Легкие солнечные ветродуи у меня очень хорошо получаются

Коллекция. Караван историй
9 советов по созданию прототипа технического устройства 9 советов по созданию прототипа технического устройства

Подводные камни на пути изготовления прототипа своего продукта

Популярная механика
«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко «После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историй

В российский прокат вышел «Отряд самоубийц: Миссия навылет»

Esquire
Игорь Романов. Голос «Землян» Игорь Романов. Голос «Землян»

Девушки, завидев этого музыканта, визжали и бежали следом

Коллекция. Караван историй
Ферментируй это: продукты, которые стоит добавить в ваш рацион Ферментируй это: продукты, которые стоит добавить в ваш рацион

Ферментируй для исправной работы пищеварения.

GQ
Новая реальность: зачем компании заботятся о психическом состоянии сотрудников Новая реальность: зачем компании заботятся о психическом состоянии сотрудников

Забота о психическом состоянии сотрудников – трендов в глобальном бизнесе

Forbes
Каким получился новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.» Каким получился новый роман Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.»

Почему поздний Пелевин оказался созвучен депрессивному 2021 году

РБК
Похудела, расцвела: как изменилась Алина Кабаева за годы отсутствия в соцсетях Похудела, расцвела: как изменилась Алина Кабаева за годы отсутствия в соцсетях

Алина Кабаева, пожалуй, самая загадочная женщина нашей страны

Cosmopolitan
За люриком под парусами За люриком под парусами

Репортаж с архипелага Новая Земля

Наука и жизнь
Нефтяная лихорадка: жир земли Нефтяная лихорадка: жир земли

Чтобы отнять у природы «черное золото»,необходимы широкомасштабные разработки

Популярная механика
Гестационный диабет: почему возникает, как лечат и кто в группе риска Гестационный диабет: почему возникает, как лечат и кто в группе риска

Почему возникает гестационный диабет, как его лечат?

Cosmopolitan
Артефакты: 5 удивительных произведений палеолитического искусства, найденных в России Артефакты: 5 удивительных произведений палеолитического искусства, найденных в России

Произведения древних художников, найденные в России

Вокруг света
Чьи мечты мы реализуем и как ставить собственные цели Чьи мечты мы реализуем и как ставить собственные цели

Зачастую установки в нашей голове принадлежат вовсе не нам

Psychologies
Тысяча чертей: почему француженки ненавидели мушкетеров Тысяча чертей: почему француженки ненавидели мушкетеров

Как к мушкетерам относились современники

Cosmopolitan
Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес Анастасия Аристова: Музей открыт. Влюбиться в историю города, сделать на этом бизнес

Как белоруска оказалась в Ростове, где начала восстанавливать старые дома

Домашний Очаг
Открыть в приложении