Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на кинофестивале в Афинах

Караван историйЗнаменитости

Татьяна Лютаева: «Мне никогда не бывает скучно ни с собой, ни с окружающим миром»

Подлинный триумф Татьяны Лютаевой состоялся на международном кинофестивале в Афинах. «Единица Монтевидео», полнометражный режиссерский проект актрисы, удостоился десяти наград. Картина получила приз как лучший игровой фильм, Татьяна Лютаева — как лучший режиссер. Это ли не весомый повод поговорить с актрисой о ее работе?

Марина Порк

Фото: Филипп Гончаров

Татьяна Борисовна, вы сыграли 166 ролей в кино. Об актерской невостребованности не может идти и речи. Почему решили пересесть в режиссерское кресло?

— Я даже не могу сказать точно почему. Видимо, накопилась недоговоренность. Сто шестьдесят шесть работ в кино совсем не значат, что я везде сыграла главные или интересные роли. Среди них было немало проходных, таких, о которых даже не вспомню. Тотальной востребованности в кино, такой, какой бы мне хотелось, не случилось. Ролей, которые я очень люблю или к которым уважительно отношусь, в моей фильмографии совсем немного. Я думаю, так у многих артистов. Но в режиссуру я все-таки пошла не от безысходности, видимо, во мне накопилась какая-то информация, которой я должна была поделиться. Те, кто видел фильм, спрашивают: «Вы рассказали свою личную историю?» Нет, ни в моей первой режиссерской работе «Камень, ножницы, бумага», ни в «Единице Монтевидео», ни в сценарии, над которым я сегодня работаю, не содержится ничего личного.

Просто решила поговорить со зрителями на темы, которые для меня очень важны: жизненный выбор, любовь, судьба, рок, прощение, искупление, взаимоотношения родителей и детей — это то, что меня волнует, что отзывается в моей душе. Наверное, это какое-то провидение, мои ангелы-хранители ведут меня по жизни. Кроме того, у меня была хорошая школа, фантастические партнеры, друзья, меня вдохновили кинематографисты старого поколения, из которых практически никого сегодня не осталось. Опыт общения, работы с ними, видимо, и привел к такому результату.

Понимаете, у меня вообще ноль гордыни, я не стремлюсь стать известным режиссером, прославиться, доказать, что могу и то и это. Все в моей судьбе складывалось само собой. Появлялись люди, которые помогали и которым нравилась моя идея. Например, Мария Серебрякова, моя многолетняя подружка, которой я бесконечно доверяю. Она поддержала меня с самого начала, когда я села в самолет и написала короткое эссе про отца и дочь. В полете, между небом и землей, у меня почему-то особенно получается писать, приходят интересные идеи, наверное потому, что ни на что не отвлекаюсь. Когда я приземлилась и послала это эссе Маше, она, прочитав, сказала: «Фантастика, надо развивать эту историю». Она называет себя «костыль», а я говорю, что она мой проводник.

Маша — хореограф и жена Алексея Серебрякова. Она работала у нас кастинг-директором, так же как на картине «Ван Гоги», где Леша сыграл одну из лучших своих ролей. У нее мощный дар чувства меры, вкуса, в ней есть какой-то луч. Обладающих таким даром называют ведьмами, но для меня она ведунья. В Маше такой объем любви, который заполняет каждую клеточку ее души, сердца, тела, этой любви хватает на многих близких, друзей, любимых. То есть она не просто восторженная, она умно-восторженная. Мне, например, она дает веру в себя, я могу сомневаться, а Маша всегда скажет правду. Наверное, это самое важное, когда твой близкий друг способен не подкосить, не обидеть тебя, где не надо, или, наоборот, не перехвалить там, где ты сам знаешь, что все хорошо, а именно поддержать, придать тебе уверенности, ведь людям ее всегда не хватает.

Алексей Серебряков в фильме «Единица Монтевидео», 2023 год. Фото: Kion

— Насчет того, что вы лишены амбиций, ничего не получится. Безвестным режиссером вы не останетесь, потому что «Единица Монтевидео» — работа яркая, эмоциональная, не оставляющая никого равнодушным, что подтвердил ваш триумфальный показ в Афинах. По сути своей картина не должна нравиться всем, тем не менее она производит сильное впечатление своим профессионализмом, захватывающей историей, потрясающей игрой актеров. Почему история отца и дочери, которые сначала потеряли, а потом тяжело обретали друг друга, показалась вам актуальной?

— Знаете, даже после показа на Московском международном кинофестивале люди долго не расходились из зала кинотеатра «Художественный», их как будто пришибло, настолько история узнаваемая, и не только потому, что подобное с кем-то происходило. Многие бросились звонить своим родителям. Ведь как случается в жизни? Никто не может точно знать, что станется с ним через минуту. Поэтому нужно жить на полную катушку, дышать полной грудью, стараться быть счастливыми и делать счастливыми своих близких. И если вдруг в ход событий вмешивается роковая случайность, ее тоже нужно пережить, не уходя в отшельничество и не замыкаясь в себе. Надо всеми силами вытаскивать себя из депрессии и постараться жить для тех, кто в тебе нуждается.

И здесь мы совпали со сценаристом Ильей Тилькиным, с Лешей Серебряковым, с моей Агнюшей и конечно же с моим оператором Вячеславом Лисневским, в которого история тоже попала, что позволило нам на одном дыхании, как соавторам, провести всю подготовительную работу. Мне здесь перечислять и перечислять всех, кто внес свой вклад в дело. Важно, что в меня поверили продюсеры Сергей Бобза и Игорь Мишин. Хотя поначалу не верил никто. Сейчас они уже спокойно об этом говорят. Кино оценили люди, которые знают меня много лет и даже не представляли, что веселая, харизматичная актриса Татьяна Лютаева может копнуть так глубоко и говорить так серьезно на вечные темы.

Татьяна Лютаева на съемках фильма «Единица Монтевидео», 2023 год. Фото: Kion

Я уверена, что режиссура — это вязь, кружева, тем не менее зрителю должно быть понятно, что ему хочет сказать режиссер. Зритель ведь тоже не глупец, история, рассказанная с экрана, либо трогает его, либо нет. Искусство для меня вообще важно узнаваемостью, как и актерская игра, как живопись, музыка. Либо в душе, в сердце что-то происходит, на глазах появляются слезы, либо посмотрел, послушал и забыл.

Конечно, если бы я пришла в режиссуру иначе: «Камера, мотор», что предложили, то и снимаю, — это была бы другая история. Но мне было важно высказаться. Пусть не так часто, как я могла бы, снимая фильмы и сериалы на заказ. Правда, там особо не выскажешься, там режиссер — исполнитель предложенного материала. А из «Единицы Монтевидео» получилось высказывание. Работали тщательно, в подготовительном периоде сделали все раскадровки, в картине нет ничего молниеносно придуманного, актеры тоже были заведены, заинтересованы, им было интересно, что получится, как это сыграть.

Для меня всегда выглядело смешным, когда в кино сначала показывали молодую актрису, а потом ее же превращали в старушку, заливали ей клеем лицо, надевали на нее седой парик. Такие входы и выходы из флешбэков меня напрягали, поэтому нашла другой, правильный ход. К примеру, с ножкой ребенка. Трагическая история с женой — это тоже флешбэк, не нарушающий визуальной вязи. Нам удалось вплести флешбэки в сюжет, чтобы и сразу все не рассказать, и в то же время планомерно наполнить зрителя этой историей. Мне кажется, у нас получилось.

— Вне всякого сомнения, вопрос, что случилось, виноват ли герой в смерти жены, повисает и держит сюжет до самого конца. Да и собрать звездную команду артистов — Алексея Серебрякова, Александра Феклистова, Евгения Ткачука, Полину Кутепову, Ксению Раппопорт — огромная работа. Проводились ли пробы, или вы заранее знали, кто кого будет играть? И почему не нашли роли для себя?

— «Камень, ножницы, бумагу» я начинала снимать как короткий метр, но потом мы наснимали столько материала, что было жалко его резать, и практически на коленке я дописала сюжетную линию, пошла и сама снялась. После этого дала себе слово: если когда-нибудь еще буду снимать как режиссер, не сыграю у себя даже в эпизоде. Мое субъективное мнение: усидеть на двух стульях, одновременно работать по одну и по другую сторону камеры невозможно. Я уже говорила, что у меня нет гордыни. Когда вокруг меня красивые талантливые актрисы, которыми я восхищаюсь, зачем сниматься самой? У меня нет зависти к ним, я вижу и принимаю их красоту.

Фото: Kion

С самого начала роли в «Единице Монтевидео» писались на Алексея Серебрякова и Агнию Дитковските. А затем, когда уже стали появляться персонажи, Маша Серебрякова стала предлагать мне актеров — Ксюшу Раппопорт, Сашу Феклистова. Поначалу, когда мы написали сценарий, я предложила роль, которую в итоге сыграл Евгений Ткачук, другому актеру, но потом, когда создался актерский ансамбль, я ему, бесконечно мною любимому, позвонила и сказала: «Прости меня, пожалуйста, у нас складывается другой ансамбль». Роль, за которую Полина Кутепова получила приз, тоже должна была играть другая актриса, я перед ней тоже извинилась, они не держат на меня зла.

Знаете, есть режиссеры, которые обещают, обещают, а потом пропадают. Это же так легко, хотя бы написать сообщение, что сниматься будет другой, если язык не поворачивается сообщить об этом лично, актеры ведь очень ранимые люди. Если им обещали роль и вдруг это по непонятным причинам сорвалось, обязательно надо об этом сообщить. Благодаря Машиной работе у нас собралась шикарная команда.

— Я прочитала, что «Камень, ножницы, бумагу» вы написали и сняли специально для дочери Агнии Дитковските. Второй раз вы работали вместе как режиссер и актриса. Относились к ней так же, как к другим, или более требовательно?

— Я считаю, и «Единица Монтевидео» доказала, что Агния — глубокая и мощная актриса, которая достойна разных драматических ролей. Я и сейчас пишу новый сценарий на нее. В принципе очень удобно, когда пишешь, думать о конкретном человеке. Конечно, я ее все больше и больше нагружаю, потому что знаю ее глубину, возможности. Так случайно совпало, что во время съемок «Единицы Монтевидео», так же как фильма «Камень, ножницы, бумага», Агния была беременна. Конечно, легче работать, когда не думаешь про то, насколько опасно эмоционально нагружать актрису, но Агния сама никогда не жалела себя.

Фото: Филипп Гончаров

Дочь мне доверилась, как и Алексей Серебряков. И их поддержали все актеры. Иначе и быть не может, ведь режиссер — центр, позвоночник съемочного процесса, если все начнут нести свое, фильм развалится. Я видела общую картинку. Саша Феклистов хотел, чтобы его персонаж злился на экране. Я просила: «Саш, не надо, тебе не идет». Вообще, злые люди на экране настолько необаятельны, что таким образом бывает невозможно донести неоднозначный характер персонажа. Просила Сашу быть сдержаннее, и он меня понял, играл своего врача с удовольствием. Я придумала ему сцену с паяльником. Говорила: «Ты паяешь и думаешь о том, что никогда не хотел быть врачом-реаниматологом. Ты мечтал паять, и когда папа вручал тебе инструмент, ты просто наслаждался исходившим от него ароматом дымка». Саша выслушал, сложил трубочкой губки, и получился глубокий смысл: все мы родом из детства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места» Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места»

Я искал себя всюду и везде. Когда я работал на заводе, мне приснился вещий сон

Коллекция. Караван историй
«Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона» «Каждая кредитная сделка — вклад в развитие экономики региона»

Как малый и средний бизнес занимает новые ниши экономики

Деньги
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
«Я думала, они жадные и не женятся»: как в 30 лет я вышла замуж за француза и ни разу об этом не пожалела «Я думала, они жадные и не женятся»: как в 30 лет я вышла замуж за француза и ни разу об этом не пожалела

История нашей героини, которая неожиданно вышла замуж за иностранца

VOICE
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
Пессимизм в одной отдельной взятой стране Пессимизм в одной отдельной взятой стране

Художник Иван Дубяга: поэзия в живописи

Weekend
Самуил Маршак против Владимира Ленина Самуил Маршак против Владимира Ленина

Доктор Фрикен — совсем другой Маршак, нежели тот, к которому мы привыкли

Дилетант
Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь Академик Маркс Штарк: главное — это творчество и любовь

Маркс Штарк — о том, чему можно научиться у зимнеспящих организмов

Наука
Константин Юшкевич: «Меня должны окружать приятные люди, чтобы не шел на работу как на каторгу» Константин Юшкевич: «Меня должны окружать приятные люди, чтобы не шел на работу как на каторгу»

Подходит мужчина-ровесник и осыпает восторгами: «Вы так нравитесь моей маме!»

Коллекция. Караван историй
Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского Загадка сексуальности: чем женское либидо отличается от мужского

Как жизненные изменения сказываются на нашем либидо?

Psychologies
Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина

Ирина Азер. Актриса и дочь богатейшего человека в Тегеране

Коллекция. Караван историй
«Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья «Мы строим новую экономику»: Игнат Петухов о развитии Оренбуржья

Оренбургская область из «аутсайдеров» вырывается в «динамично развивающиеся»

ФедералПресс
По своему желанию По своему желанию

Самые надежные средства контрацепции, о которых ты, возможно, не знала

Лиза
«Это несерьезно!»: почему не стоит спешить с признанием в любви «Это несерьезно!»: почему не стоит спешить с признанием в любви

Почему настораживает быстрое признание в любви и когда признаваться самое время?

Psychologies
Победа на научном фронте Первой мировой. Кто придумал противогаз Победа на научном фронте Первой мировой. Кто придумал противогаз

Кто взялся за разработку средства защиты дыхательных путей

СНОБ
Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии Не только зеленые: как кризис заставляет Евросоюз искать новые источники энергии

От курса на декарбонизацию экономики Евросоюз не отказывается

Forbes
Большая разница? Мозги самцов и самок по-разному реагируют на хронический стресс Большая разница? Мозги самцов и самок по-разному реагируют на хронический стресс

Реакция клеток мозга на стресс отличается в зависимости от пола животного

ТехИнсайдер
Прощальный жест: о чем говорит послание Аркадия Воложа Прощальный жест: о чем говорит послание Аркадия Воложа

Тренд на смену образа и сжигание мостов задают цифровые предприниматели

Forbes
Правила жизни Михаила «Горшка» Горшенева Правила жизни Михаила «Горшка» Горшенева

Понимаешь, да? Правила жизни одного из фронтменов «Короля и Шута»

Правила жизни
Власть Власть

Как устроена власть в Объединенных Арабских Эмиратах?

Правила жизни
Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи» Олег Шкловский: «Всегда говорил, что я — Джеки Чесней из Марьиной рощи»

Олег Шкловский — о том, какие нелегкие испытания ему пришлось пройти в жизни

Караван историй
Мантра: 5 способов улучшить свою жизнь Мантра: 5 способов улучшить свою жизнь

Как мантры могут улучшить твою жизнь?

VOICE
В чем польза и вред шпината для организма В чем польза и вред шпината для организма

Шпинат может улучшить зрение и замедлить процесс повреждения клеток

РБК
Работа под угрозой Работа под угрозой

5 ошибок в деловой переписке, которые могут привести к увольнению

Лиза
«Побочный эффект: Смерть»: история опиоидной эпидемии в США 90-х «Побочный эффект: Смерть»: история опиоидной эпидемии в США 90-х

Каким получился сериал «Побочный эффект: Смерть»

Forbes
«Я боялась, что не смогу найти себе дом»: две истории переезда в Россию и комментарий психолога «Я боялась, что не смогу найти себе дом»: две истории переезда в Россию и комментарий психолога

Что помогает менее болезненно адаптировать в чужой стране?

Psychologies
Яхты в кадре Яхты в кадре

Роли, которые играют яхты в нашумевших фильмах

Y Magazine
Вынужденная посадка: изменят ли Рунет новые правила «приземления» Вынужденная посадка: изменят ли Рунет новые правила «приземления»

В конце июля утвердили изменения федеральных законов «Об информации» и «О связи»

Forbes
Открыть в приложении