Я стою на ногах только благодаря тому, что у меня есть на кого опереться

Караван историйЗнаменитости

Полина Лазарева: «Найду любой повод, чтобы пострадать»

Марина Лукьянчикова

Фото: А. Качкаев/предоставлено московским академическим театром им. Вл. Маяковского

«Я очень привязана к семье и чувствую себя некомфортно, если долго не вижу родных. Я и квартиру снимаю в доме, где живет бабушка. Вроде и отдельно живу, и не совсем. Когда возвращаюсь со съемок, первым делом еду к родителям, к бабушке. И если кто-то в отъезде, мы бесконечно на телефоне, по 14 раз на день созваниваемся. Я стою на ногах только благодаря тому, что у меня есть на кого опереться».

— Полина, поздравляю, вы наконец исполнили давнюю мечту — сняли свой первый фильм. И теперь мы встречаемся с вами не только как с актрисой, но прежде всего как с режиссером. Ваша картина «Чайка» имела успех и даже получила Специальный приз на кинофестивале «Короче»! Как так вышло, что вы вдруг решили сами снимать?

— У меня никогда не было режиссерских амбиций. Просто написался сценарий, и я мечтала, чтобы кто-то высокопрофессиональный воплотил эту историю в жизнь, а я бы сыграла главную роль, но в процессе поняла, что не смогу никому объяснить, как все задумала. В этом фильме очень легко было скатиться в сопливую мелодраму или, наоборот, пересмешить и сделать совсем незатейливую историю. А мне хотелось, чтобы получилось забавно и трогательно...

— И у вас получилось. Хотя действительно могла выйти обычная мелодрама: девочка влюбилась во взрослого дядю, бегает, страдает, сопли на кулак наматывает. Вы очень тонко про девичью любовную лихорадку сняли кино!

— Спасибо большое за комплименты! Мне они очень дороги! И не только из-за какого-то банального тщеславия. Я вложила в эту картину целых четыре года моей жизни и столько крови и пота, что было бы очень обидно, если бы ничего не вышло и никого этот фильм не задел. Его создание — моя личная олимпиада. Мне казалось, что, если я не доведу это дело до конца, меня просто разорвет. Я перестала бы себя уважать за то, что не смогла осуществить свои мечты.

Фото: М. Павловская/из архива П. Лазаревой

— Какое ощущение, когда ты не просто выпустил фильм, а он еще и «зашел», понравился, его высоко оценили?

— Это чудо какое-то! Сама поездка на «Короче» была для меня праздником, хотя я, конечно, нервничала и переживала, как фильм воспримут. Мои небезызвестные родные, по которым я, как и по себе, очень карикатурно прошлась в фильме, решили меня поддержать. По плану они должны были приехать на два дня — на открытие и на показ моего фильма. Но в итоге решили остаться на весь фестиваль. Там была какая-то очень приятная атмосфера. Очень киношная. Все прямо по-честному ходили и смотрели кино, обсуждали, а не сидели безвылазно в баре, как это часто случается. Залы были битком всегда.

И наш фильм, как показалось, зрители хорошо приняли. Я же сама чудовищно нервничала во время показа, не могла успокоиться, и с каждой секундой волнение усиливалось. В самом конце было совсем невыносимо. Вот уже песня доиграла, все как-то поаплодировали, последние титры доползают, и мы с родителями сидим, как дураки, в битком заполненном зале и во тьме, в полной тишине досматриваем их. И я знаю, что титры длятся от силы полторы минуты, но последние секунды были просто невыносимыми. Я ерзала, хотела уйти, вставала, садилась, причитала: «Все, пошли отсюда! Где выход здесь?» Меня пытались успокоить: «Да подожди ты, досиди». Я в итоге не вытерпела — убежала. Стою в очереди в туалет, нервничаю. И вот доехали титры, и до меня доносятся громкие аплодисменты, довольное улюлюканье. Представляете, весь этот приятный момент я провела в туалете! К родителям стали подходить люди и спрашивать, где Полина, видимо, хотели какие-то приятные слова сказать, поздравить, а папа отвечал: «Наверное, опять где-то стесняется».

Родители верили в меня гораздо больше, чем я сама. Они не лезли в творческий процесс, но очень помогали мне психологически. Когда я отчаивалась окончательно, они меня как-то подбадривали, находили правильные слова... Не знаю, решилась бы я на съемки фильма, не будь у меня опоры в лице моей семьи. Именно они убедили меня, что я должна сама экранизировать свою историю, помогли набраться наглости и поверить в свои силы. И тем не менее, без лишнего любования своим чадом, настояли на том, чтобы я получила профессиональное образование, перед тем как вступать в эту битву, поэтому я пошла учиться на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Это, естественно, значительно затянуло процесс, но было необходимо.

А еще бабушка с папой бесплатно снялись в моем фильме в роли (как это ни странно) бабушки и отца главной героини. Папа еще и частенько выполнял функции гонца и привозил мне на площадку какой-то недостающий реквизит. Я называла его «самый дорогой курьер».

Бабушка еще и кастинг-директором поработала — порекомендовала мне Веру Кинчеву на главную роль. Я Веру знаю давно, учились на параллельных курсах в ГИТИСе. Мы с ней разные, она довольно бойкая, энергичная, очень целеустремленная, а я искала ранимую, трепетную лань и была приятно удивлена, что Вера смогла создать персонаж, практически противоположный ей по характеру. Мне почти ничего не пришлось ей объяснять. Мы понимали друг друга с полуслова. Вера прекрасная актриса, тонкая, чуткая и очень гибкая.

Полина и Александр Лазаревы на фестивале «Короче», 2023 год. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

— У вас вообще блестящий актерский состав! Главную мужскую роль — Чайку, объект девичьей страсти, — прекрасно исполняет режиссер Юрий Быков. Как вы заманили его?

— Изначально я ничего такого не планировала. Долго искала актера, который мог произносить в кадре порой откровенную чушь, совершать ряд нелицеприятных поступков, но при этом оставаться обаятельным. Ко мне на кастинг по дружбе приходили чудесные артисты, были отличные пробы, но всякий раз я интуитивно чувствовала, что что-то не то — персонаж получался либо абсолютно отрицательным, либо слишком забавным. И вот на дне рождения общей знакомой я встретила Юру и попросила его прийти на пробы. Он сразу как-то удивительно легко согласился, пришел. И мне тут же стало понятно, что это должен быть он. Просто идеальное попадание. А вот дальше началось самое интересное, потому что мне никак не удавалось заманить Юру сниматься. Полгода он мне морочил голову: то согласен, то отказывается, то у него съемки в другом проекте, то он сам хочет снимать кино на схожую тему. А я вцепилась в него как клещ и была готова практически на все, чтобы заманить его в свою картину. Я молила его, я на него обижалась, ругалась, я с ним кокетничала, я испробовала почти все возможные манипуляции, доступные женщине! Ничего не работало. За неделю до начала съемок у меня все еще не был подписан контракт с главным героем, я была просто на грани отчаяния. И то, что в конечном итоге Юра согласился, — это просто чудо какое-то, потому что не будь в фильме Быкова, то и фильма бы не было.

Вообще, за эти четыре года меня не покидало ощущение чуда. Сколько было непреодолимых препятствий, сложностей, тупиковых ситуаций, но каждый раз, когда я уже почти готова была сдаться, все проблемы разрешались сами собой. Не могу отделаться от какого-то мистического ощущения, что мне кто-то помогал.

За две-три недели до старта съемок произошла совершенно удивительная история. Много лет назад дед подарил мне нательный крестик, и я им очень дорожила и очень боялась потерять. После его смерти этот маленький крестик был мне особенно дорог, и в один не самый прекрасный день на съемках костюмеры уговорили меня его снять на время. И, как нетрудно догадаться, потеряли его. И вот спустя семь лет неожиданно раздался звонок, и я узнала, что у костюмера сломалась стиральная машина, мастер разобрал ее и нашел мой крестик! Дедов подарок вернулся ко мне как раз в очень непростой и ответственный для меня момент, и я восприняла это как привет с того света.

Юрий Быков, 2023 год. Фото: М. Соколова/из архива П. Лазаревой

— Как-то вы говорили, что дедушка — самая большая любовь в вашей жизни и чуть ли не самый главный человек для вас. Вы продолжаете внутренний диалог с ним после его смерти?

— Да. Мы дома часто обсуждаем, как бы он радовался, если бы увидел все это. Может быть, это звучит как-то странно, но я убеждена, что он оттуда наблюдает за нами и очень искренне радуется нашим успехам, порой даже помогает... Я верю, что никогда бы не сняла кино, а папа бы не поставил в «Ленкоме» спектакль, не будь у нас за плечами дедовой поддержки. Столько чудес должно было произойти для того, чтобы наши мечты осуществились. И у меня, и у папы была масса сложностей, и всякий раз, когда мы упирались в какую-то непробиваемую стену и казалось, что ее просто невозможно никак ни объехать, ни обойти, ни перелезть, она в какой-то момент, как по волшебству, вдруг неожиданно рассыпалась.

— Кроме долгого ожидания Быкова у вас возникали на площадке с ним какие-то сложности? Как два режиссера ужились рядом?

— Юра проявил себя с самой лучшей своей стороны, признаться, я не ожидала от него такого внутреннего такта и терпения. Тем более что у нас все полыхало на съемках с чисто организационной точки зрения. Всегда. Мне кажется, на дебютных картинах по-другому не бывает. Юра был невозмутим. Будь я на его месте, я бы там всех просто поубивала в первый же съемочный день.

Сейчас я снимаюсь в одном сериале, впервые после «Чайки», и у меня все время невыносимо чешется язык что-то посоветовать, покомандовать. Я с трудом сдерживаюсь, бью себя по рукам и губам. А Юра оказался как актер невероятно послушным и с большим пониманием относился к неопытному режиссеру-дебютанту, да еще и девочке. я этого никак не ожидала. И очень благодарна ему за такой аванс. Ну и что говорить, Юра необыкновенно талантлив.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
На полярном круге На полярном круге

Вы будете очарованы белоснежной зимой и северным сиянием Салехарда

Отдых в России
Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем» Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем»

Интервью со Cветланой Антоновой

Коллекция. Караван историй
Писатель Леонид Юзефович — Forbes: «В истории нас утешает повторение» Писатель Леонид Юзефович — Forbes: «В истории нас утешает повторение»

Леонид Юзефович — почему история нас как будто бы ничему не учит?

Forbes
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
«Было или не было?»: почему мы скучаем по времени, в котором никогда не жили «Было или не было?»: почему мы скучаем по времени, в котором никогда не жили

Фильмы, фотографии и книги могут вызывать у вас чувство ностальгии

ТехИнсайдер
Что произошло с Сибирью? Что произошло с Сибирью?

Почему осмыслить место Сибири в истории России непросто?

Дилетант
Всем ли полезны Омега-3 Всем ли полезны Омега-3

Врачи ссылаются на то, что Омега-3 кислоты необходимы и безопасны. Так ли это?

Лиза
Татьяна Конюхова. Уроки судьбы Татьяна Конюхова. Уроки судьбы

Татьяна Конюхова — о своей юности и карьере актрисы

Караван историй
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Конец света, к сожалению, не наступил. О фильме «Дворец» Романа Полански Конец света, к сожалению, не наступил. О фильме «Дворец» Романа Полански

Зачем Полански запечатлел в одном кадре Микки Рурка и Александра Петрова

СНОБ
«Свекровь не дает нам с мужем заниматься сексом»: личная история и комментарий психолога «Свекровь не дает нам с мужем заниматься сексом»: личная история и комментарий психолога

Вместе с семейным психологом разбираемся в причинах нелюбви свекровей к невестам

Psychologies
10 самых лучших и горячих азиатских порноактрис в 2023 году 10 самых лучших и горячих азиатских порноактрис в 2023 году

Самые зажигательные девушки Азии

Maxim
Стресс в детстве «ломает» больше генов в мозге, чем удар по голове Стресс в детстве «ломает» больше генов в мозге, чем удар по голове

Как стресс в детстве влияет на мозг?

ТехИнсайдер
Удиви меня: без каких навыков не найти работу за рубежом Удиви меня: без каких навыков не найти работу за рубежом

Основные причины отказа российским кандидатам в международных компаниях

Forbes
Александр Аузан: В России «две страны в одной» Александр Аузан: В России «две страны в одной»

Что «зашито» в культурном коде россиян

СНОБ
Не просто игра Не просто игра

Учёные доказали, что настольные игры помогают развить математические способности

Здоровье
Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение» Римма Маркова. «Она уехала, но Антонио не мог ее забыть. Прилетел в Москву и сделал предложение»

О Римме Марковой рассказывают ее дочь Татьяна Никитина и друг — Сергей Касьянов

Караван историй
Краткая история пикапов Jeep. С 1947 года и до наших дней Краткая история пикапов Jeep. С 1947 года и до наших дней

Что помешало Jeep продолжить грузовую линейку?

4x4 Club
Китайские ученые представили сверхэффективный двигатель Стирлинга Китайские ученые представили сверхэффективный двигатель Стирлинга

Ученые создали работоспособный образец термоакустического генератора Стирлинга

ТехИнсайдер
Про отцов и для отцов: 5 книг, которые помогут разобраться в детско-родительских отношениях Про отцов и для отцов: 5 книг, которые помогут разобраться в детско-родительских отношениях

Хотите узнать о роли отца в культурной традиции и вашей собственной жизни?

Psychologies
Сезон простуд Сезон простуд

Сколько на самом деле длится сезон простуд и как его пережить без болезней

Лиза
«Нас взяли в оборот ушлые рекламщики»: Энцо Феррари об экономике автомобильных гонок «Нас взяли в оборот ушлые рекламщики»: Энцо Феррари об экономике автомобильных гонок

Глава из автобиографии Энцо Феррари «Мои ужасные радости»

Forbes
Отставить панику! Что делать, если белые вещи покрасилась при стирке Отставить панику! Что делать, если белые вещи покрасилась при стирке

Можно ли спасти покрасившиеся при стирке вещи?

ТехИнсайдер
Теория большого срыва Теория большого срыва

Однажды вместо офиса можно оказаться в клинике неврозов

VOICE
6 типов людей в коллективе: как наладить отношения на работе 6 типов людей в коллективе: как наладить отношения на работе

Как можно предотвращать всплески токсичности в коллективе

Psychologies
Секреты виноделов Секреты виноделов

Виноделы Севастополя убеждены, что именно здесь рождаются лучшие российские вина

Отдых в России
Суздальская вертикаль власти Суздальская вертикаль власти

Раскопки вокруг города, который Юрий Долгорукий объявил столицей до Москвы

Наука
Фильм «Хоккейные папы»: выиграть турнир, чтобы спасти ледовый дворец Фильм «Хоккейные папы»: выиграть турнир, чтобы спасти ледовый дворец

Фильм «Хоккейные папы»: как отцы юных хоккеистов спасают ледовый дворец

Forbes
Открыть в приложении