Нина Дворжецкая поделилась своими взглядами на профессию артиста

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Нина Дворжецкая: «На «Оттепели» меня назвали пионервожатой»

«Я не ехала на пробы до последнего. Трусила, боялась, что он скажет: «Спасибо большое, Нина, до свидания», — и будет в моей биографии вечная отметка: «Не прошла к Валерию Тодоровскому». Мы, артистки, трепетные очень...»

Алла Занимонец

Фото: Архив «7 Дней»

ина, давайте начнем разговор с сериала «Бедные Абрамовичи», который сейчас идет в онлайн-кинотеатре START, где вы играете харизматичную мать главного героя — Бори. Как вы, человек, далекий от цифрового поколения, вообще воспринимаете фильмы не в кинотеатрах и не по телевизору?

— Я ретроградная рухлядь, динозавр, мастодонт... Положа руку на сердце, скажу: когда мне прислали сценарий, и там была отметка «для онлайн-кинотеатра», я подумала: «Ну сценарий мне нравится, идея хорошая, снимусь ради удовольствия, все равно никто не увидит». В моем понимании все смотрят исключительно телевизор. Но мой сын, продвинутый молодой оператор Михаил Дворжецкий, сказал: «Знаешь, мама, ты ничего не понимаешь! Мы-то, молодые, как раз все смотрим на платформах, это ты в отстающих».

В общем, я надеюсь, что зрителям наши «Бедные Абрамовичи» понравятся. Это добрая, веселая, нежная история о большой, трогательной и нелепой еврейской семье, живущей под одной крышей в центре Москвы.

— Чем вам понравился сценарий? Знаю, что вы очень избирательны.

— Сценариев приходит очень много. Я практически все время отказываюсь, потому что все это что-то кошмарное. Нет кино — и это не кино. Не знаю, может, гордыня во мне чрезмерная, но только если в биографии актера есть что-то значимое, то сниматься ради того, чтобы сниматься, не стоит.

Мне не нравится и то, ЧТО предлагают, и то, КАК написан сценарий. Древнемонгольский язык не близок.

Нина Дворжецкая в спектакле «Инь и Ян. Черная версия», РАМТ, 2016 год. Фото: Мария Моисеева / из архива РАМТ

— Вы имеет в виду нецензурщину?

— Да... Раньше я считала, что так только грузчики в овощном магазине разговаривают, но теперь оказывается, что так говорят даже дети, если судить по многим сценариям. До рвоты, честное слово... Или присылают какую-то туфтень из жизни муравьев. И это не отражение действительности, а слепок с какой-то серой, скучной, трагической жизни. Не хочу я в таком участвовать и не участвую.

Благо мы живем в продвинутом мире, у меня есть агенты, они не сдаются и время от времени присылают мне на электронную почту сценарии. Так однажды я наткнулась на письмо, где значилось: история о «Бедных Абрамовичах».

Одно название насмешило. И преамбула продюсеров откликнулась, речь шла о том, что сериал познакомит широкую аудиторию с жизнью обычных российских евреев. А поскольку я сама еврейка по папе, мне показалось все это любопытным.

Договорились о встрече с режиссером Илюшей Фарфелем. А я — девушка омерзительно капризная. Помимо требовательности к качеству сценариев, я еще не пишу самопробы. Считаю это издевательством и унижением артиста. Пробы должны быть именно пробами — с профессиональным светом, а не с кольцом блогера, с оператором, а не с телефоном, прислоненным к книжкам. Должны быть грим, костюм и партнеры. И режиссер, и репетиция, где мне должны сказать, чего от меня хотят. Чтобы в кадре я не была Ниной Дворжецкой, а стала бы персонажем.

Как-то приехала пробоваться на роль мамы толстого человека. Я спрашиваю:

— А где партнер?

Выходит молодой человек — ростом мне по пояс, худой, как спичка, и говорит:

— Я вам помогу, подыграю.

От слова «подыгрывать» я взлетаю высоко-высоко в небеса. Я сказала:

— Спасибо большое, до свидания, мне некогда.

Тот человек вовсе не виноват. Само предложение произвело на меня чудовищное впечатление, все это страшное неуважение к актерской профессии. Я ничего не могу сделать с этими людьми, не могу их перевоспитать, я работаю над собой.

Однажды кинорежиссер Стас Назиров позвал меня сниматься в фильме «Старая развалина» без всяких проб. Я купилась и на название — сценарий тогда назывался «Старая рухлядь», и на то, что Стасик сразу сказал: «Никаких проб, снимаешься!»

Так же получилось и с Верой Сторожевой, у которой я снялась в картине «Сдается дом со всеми неудобствами». Вера — это имя в киноиндустрии, на встречу с ней на «Мосфильм» я ехала с замиранием сердца... Текст мне прислали, но я его не учила. Не умею я учить то, чего не понимаю вне контекста. Можно вызубрить, но получится как в школе — «Буря мглою небо кроет...» Это не актерская работа.

Приехала я к Вере и говорю:

— Здравствуйте, вы будете меня пробовать?

— Нет, мы с вами просто поговорим. Рядом будет ходить оператор, не обращайте внимания, нам необходимо сделать запись для канала... — ответила Вера.

Сели беседовать: «Как ваши дети, сколько их у вас? Как в театре?» И все. Меня утвердили.

С Илюшей Фарфелем, режиссером «Бедных Абрамовичей», вышла, на счастье, похожая история. Мы договорились встретиться, я разволновалась: сценарий приглянулся, и я уже что-то фантазировала. Не важно, что я народная артистка Российской Федерации и вообще королева Шантеклера в вопросе проб, мне всегда хочется понравиться режиссеру. Если нравится и сценарий, конечно.

По этому поводу я напялила модные очки известного бренда, непонятно же, будут фотографировать или нет. Мне все-таки 62 года. И хотя я к себе хорошо отношусь, но у меня мешки под глазами! Очки хорошие, только я забыла напрочь, что они на две диоптрии меньше. Села в такси и только тогда поняла, что вижу все будто в дымке. С Илюшей мы поговорили, он рассказал, что хочет показать зрителям быт и традиции евреев. Что такое Ханука, Пурим, зачем обрезание. И все это с юмором. И моя героиня — Дина Марковна, персонаж внятный и объемный.

Все это мне понравилось еще больше, одно я не разобрала в тот день — как Илюша выглядит, поняла только, что парень он молодой. И когда я его увидела второй раз, не узнала, прошла мимо. У меня почему-то все получается комедийно...

— Ваша героиня Дина Марковна — гинеколог с 40-летним стажем. В ней есть черты вашей родной бабушки, которая тоже была врачом и оказала на вас большое влияние?

— Конечно. Бабушка была хирургом-онкологом. Мы не жили в одном доме, но это не важно. У нас в семье была поговорка: «Если бабушка сказала лёв, значит, лёв, а не лев».

Как бабушка решала, так все и делали. Все эти параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя.

В первый съемочный день у меня подкашивались ноги, я безумно нервничала. Я же не снимаюсь из фильма в фильм, у меня нет пресыщения: а, съемки, и ладно. Нет, я сильно волнуюсь: какая группа, какие гримеры, какой оператор. Со всеми надо наладить отношения, познакомиться, притереться. И Илюшу я совсем не знала. Он говорил с легким акцентом, и я не знала почему.

«Параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя». Денис Котов, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова, Евгения Вайс, Баястан Колдошалы на съемках сериала «Бедные Абрамовичи», 2023 год. «Параллели с родной бабушкой стали крутиться в моей голове еще до того, как я узнала, что роль Дины — моя». Денис Котов, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова, Евгения Вайс, Баястан Колдошалы на съемках сериала «Бедные Абрамовичи», 2023 год Фото: онлайн-кинотеатр Start

Это уже позже выяснилось, что русский язык он начал учить недавно. Что он наш, рожденный в «эсесесере», увезенный еще ребенком в Израиль.

Видимо, родители говорили по-русски, потому что речь он понимает, хотя некоторые слова приходилось объяснять.

Илюша работал профессионально. У него в планшете было все — и раскадровка, и референсы. Причем все пояснения написаны по-английски. Он образованный человек, и снимал не от фонаря, а с полным пониманием того, что делает. И Гера Сандлер, наше достояние и моя любовь, сыгравший Борю Абрамовича, тоже профессионал высокого уровня и человек эрудированный. Гера тоже «мейд ин СССР» — его тоже увезли в Израиль еще мальчишкой. Говорит на русском без акцента, знает иврит, идиш. Он помогал с произношением Хаиму — Семену Стругачеву. Они и пели, и какие-то обряды совершали, Герка все это знает.

«В первый съемочный день у меня подкашивались ноги, я безумно нервничала. Я же не снимаюсь из фильма в фильм, у меня нет пресыщения: а, съемки, и ладно». Евгения Вайс, Нина Дворжецкая, Анна Банщикова в сериале «Бедные Абрамовичи», 2023 год. Фото: онлайн-кинотеатр Start

— Нина, вы сказали, что если в послужном списке актера есть значимые работы, которыми он гордится, лучше в ерунде не сниматься. Какими работами вы лично гордитесь?

— «Оттепелью» в первую очередь. Фильм замечательный! Он снят десять лет назад, его часто показывают по телевизору, нередко ко мне подходят люди и благодарят за роль Регины Марковны, в такие моменты самооценка повышается. Но нет такого: о, как шикарно я сыграла!

Еще я люблю «Мурку», свою Цилю Центнер. Эта роль мне нравится даже больше, потому что там, на мой взгляд, более серьезная актерская работа. У меня вахтанговская школа за плечами, я с удовольствием прохожу как актриса любые трансформации. В «Мурке» мне было непросто, поэтому интересно.

«Фильм замечательный! Он снят десять лет назад, его часто показывают по телевизору, нередко ко мне подходят люди и благодарят за роль Регины Марковны, в такие моменты самооценка повышается». Нина Дворжецкая и Михаил Ефремов в сериале «Оттепель», 2013 год. Фото: пресс-служба Первого канала, студия «Мармот-фильм»

— Это случайное совпадение, что у двух ваших героинь — из «Оттепели» и «Бедных Абрамовичей» — отчество одно и то же, обе Марковны?

— Это не первый раз, еще несколько моих героинь, какие-то судьи и кто-то еще, были Марковны. Случается, что в жизни кто-то звонит по телефону и говорит: «Здравствуйте, Нина Марковна». Я шучу по этому поводу, что все мои героини, видимо, от одного отца Марка.

— Чем запомнились съемки в «Оттепели» и работа с Валерием Тодоровским?

— Я не ехала на пробы до последнего. Трусила, боялась, что он скажет: «Спасибо большое, Нина, до свидания», — и будет в моей биографии вечная отметка: «Не прошла к Валерию Тодоровскому». Мы, артистки, очень трепетные...

Однажды мои агенты сказали: «Нина, слушай, ну возьми себя в руки, сам Тодоровский тебя приглашает, причем уже не раз от него звонили. И нам приходится врать, что тебя нет в городе. Ну сколько можно!» Так наконец состоялась наша встреча, и я попала в «Оттепель».

— Без ненавистных вам проб или тут вы сделали исключение?

— У Валерия Петровича пробы были с незнакомым мне актером, эту роль потом Павел Деревянко сыграл. Я очень сильно нервничала, думала: «Ой, как страшно, не буду вообще ничего играть, просто скажу текст, и все. Не возьмут — поеду плакать домой».

С таким настроем и приехала. Причем выглядела красавицей — ресницы, тени, прическа. И тут гример говорит: «Ну, пойдемте умываться». У меня шок и ступор: а как же красота?!

Моя героиня Регина Марковна, помреж на съемочной площадке, весь фильм проходила с «бараном» на голове. Иногда ее укладывали, красили. С гримерами в те смены шутили: мы сегодня как Татьяна Доронина!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марина Зудина: Марина Зудина:

Большое интервью с Мариной Зудиной

Караван историй
«Вставь это немедленно»: почему сцены секса в литературе так плохи «Вставь это немедленно»: почему сцены секса в литературе так плохи

Почему писателям так трудно даются удачные постельные сцены?

Psychologies
Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал» Максим Аверин: «В момент, когда у меня был успех, я погибал»

Большое интервью с Максимом Авериным

Караван историй
Гиперответственность или низкая самооценка: почему мы испытываем испанский стыд? Гиперответственность или низкая самооценка: почему мы испытываем испанский стыд?

Чем испанский стыд отличается от обычного стыда и почему мы его испытываем

ТехИнсайдер
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Аттосекундное дело Аттосекундное дело

Пьер Агостини, Ференц Краус и Ан Люйе придумали, как разглядеть электрон

Наука
Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю» Лариса Вербицкая: «Не хочу загадывать наперед, но ничего и не исключаю»

На старте карьеры на телевидении хрупкую блондинку называли Снежной королевой

Караван историй
Почему вы привлекаете недоброжелателей: 4 способа изменить расклад сил Почему вы привлекаете недоброжелателей: 4 способа изменить расклад сил

Как выстраивать барьеры в сложных отношениях и отстаивать свою точку зрения?

Psychologies
Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать» Михаил Тройник: «Это физически было невозможно, но ты должен был что-то придумать»

Каждый дубль я честно подтягивался, старался, выкладывался по максимуму

Коллекция. Караван историй
«Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом «Отнеситесь к смене работы как к проекту»: как я в 52 года стала интернет-маркетологом

Наша героиня освоила новую специальность после 50 лет

VOICE
5 книг в жанре фантастики и фэнтези, на которые стоит обратить внимание на выставке Non/fiction 5 книг в жанре фантастики и фэнтези, на которые стоит обратить внимание на выставке Non/fiction

Пять книг ярмарки Non/fiction, на которые стоит обратить внимание

Maxim
Записки отельера: как обносят мини-бары Записки отельера: как обносят мини-бары

Как отели зарабатывают на услуге мини-бара

Правила жизни
«Свекровь не дает нам с мужем заниматься сексом»: личная история и комментарий психолога «Свекровь не дает нам с мужем заниматься сексом»: личная история и комментарий психолога

Вместе с семейным психологом разбираемся в причинах нелюбви свекровей к невестам

Psychologies
Кто вы из «Секса в большом городе»? Ученый разделил женщин-одиночек на 4 типа Кто вы из «Секса в большом городе»? Ученый разделил женщин-одиночек на 4 типа

Вы Кэрри, Саманта, Шарлотта или Миранда?

Psychologies
Финишная прямая Финишная прямая

Чек-лист по подготовке к Новому году – за месяц до праздника

Лиза
Владимир Машков: «Я не бегу ни от проблем, ни от забот. Это мой путь. И у меня есть цель» Владимир Машков: «Я не бегу ни от проблем, ни от забот. Это мой путь. И у меня есть цель»

Моя задача, чтобы работал не только один я, а коллектив

Караван историй
Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту Полезное устройство для кухни и не только: 6 необычных методов использования сита в быту

Скорее записывайте или запоминайте эти лучшие лайфхаки с ситом!

ТехИнсайдер
Как выбрать и ухаживать за экошубой, чтобы она выглядела Как выбрать и ухаживать за экошубой, чтобы она выглядела

По каким критериям выбирать искусственную шубу и как потом за ней ухаживать?

VOICE
Мы выяснили, что такое — «Москвич 6». Это точно «китаец»? Мы выяснили, что такое — «Москвич 6». Это точно «китаец»?

Может ли «Москвич 6» в чем-то обставить своих земляков или это еще один китаец

РБК
Работа в команде. 5 способов этому научиться Работа в команде. 5 способов этому научиться

Как стать человеком, который обладает навыками работы в команде?

Лиза
Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов Образ свободы и приключений: почему мы романтизируем пиратов

Почему же мы так романтизируем этих зачастую жестоких и беззаконных людей?

ТехИнсайдер
Национальная бритва Национальная бритва

Как во Франции смертная казнь уровняла все сословия и преступления

Дилетант
Минус 100 кг и новая жизнь Минус 100 кг и новая жизнь

За полтора года блогер Алиса Дубровская похудела более чем на 100 кг

Новый очаг
Метеорологи уточнили оценку эффекта Туми в два раза Метеорологи уточнили оценку эффекта Туми в два раза

Уточнение оценки эффекта Туми сделает климатические модели более точными

N+1
Сарматский церемониальный кинжал украсили в ханьской традиции Сарматский церемониальный кинжал украсили в ханьской традиции

Сергей Воронятов исследовал церемониальный кинжал из сарматского погребения

N+1
Высокое искусство прощания Высокое искусство прощания

Топ‑10 фильмов-завещаний

Weekend
Микрофинансисты нарастили долю одобрений займов клиентам «с улицы» Микрофинансисты нарастили долю одобрений займов клиентам «с улицы»

Микрофинансовые организации заметно нарастили долю займов клиентам «с улицы»

Forbes
«Женщину хотят и презирают одновременно»: почему мужчины не переносят отказ в сексе «Женщину хотят и презирают одновременно»: почему мужчины не переносят отказ в сексе

Отрывок из книги «Секс в эпоху согласия»

Psychologies
Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом Нейросеть vs тревога: 3 простых упражнения, которые помогут справиться со стрессом

Как нейросети усовершенствовали арт-терапию

Psychologies
Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки» Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки»

Большое интервью с Татьяной Васильевой

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении