Дочь актрисы Нины Руслановой рассказывает о своей маме и ее пути в кино

Караван историйРепортаж

Олеся Рудакова: «Когда мама узнала, что в «Лапшине» будет играть Андрей Миронов, отказалась сниматься»

К сожалению, мы начинаем понимать родителей, только когда появляются собственные дети. И никак не раньше. С рождением ребенка овладевает панический страх его потерять. И этот страх живет с тобой всю жизнь... Я поумнела, когда у самой родился сын. Помню, однажды подошла к маме и сказала: «Прости за все...».

Беседовала Ирина Зайчик

Кто были мамины родители — неизвестно. Ее нашли восьмимесячной на сельском полустанке под Харьковом и определили в дом малютки. Это случилось в декабре 1945-го, детей постоянно перемещали с места на место, так что мама поменяла шесть детских домов. Имя и фамилию ей выбрали воспитатели. Мама еще совсем крохой обожала петь и выступать, и воспитательница, подумав, сказала: «А запишу-ка я тебя Руслановой. Будешь артисткой, как она».

Так и оформили в документах — Нина Русланова. Отчество дали Ивановна, что неудивительно — у найденышей военной поры выбор был небольшим: или Ивановна, или Петровна. А вот день рождения мама выбрала сама — пятое декабря. Ей очень понравилась картинка в настенном календаре: мужчина несет ребенка с флажками и воздушными шариками. Это был «красный день календаря» — день сталинской конституции.

Детский дом не был для мамы подарком, наверное поэтому она так не любит вспоминать о детстве. Ей постоянно доставалось за то, что светленькая. Однажды воспитательница, глядя на ее золотистые волосы, вдруг сказала: «А ты у нас, видно, немка». С тех пор дети обзывали ее и жестоко били.

Детство — мамина тайна, куда она до сих пор никого не впускает. Это раз и навсегда закрытая тема, и никто из нас — ни я, ни папа — не пытался туда соваться. У мамы даже подруг той поры не осталось, она никогда не ездила на родину — в Богодухов, где ее нашли, по этому я никогда не задавала вопросов: кто мои дедушка и бабушка? В нашем доме изначально не было секретом, что мама росла в детском доме. Она любила петь одну шутливую частушку: «Я не папина, я не мамина, я на улице росла, меня курица снесла...»

Не могу сказать, что у меня маленькой ее детдомовское прошлое вызывало какие-то эмоции. Я родилась с этой данностью и считала, что один дедушка и одна бабушка — вполне нормально, так и должно быть.

А вот о том, как, окончив восьмилетку, пошла учиться на маляра-штукатура, мама рассказывает с удовольствием. Ее распределили на стройку, где она проработала целый год, дали комнату в общаге. Между прочим, навыки маляра маме пригодились позже в кино — она так мастерски красила стены в картине Киры Муратовой «Познавая белый свет», что ей и дублера не понадобилось.

Но мечта стать артисткой — даром, что ли, Русланова?! — все же взяла верх. Мама поступила в Харьковский театральный институт. На втором курсе по друга посоветовала: «Тебе бы в Москву» — и мама поехала поступать в столицу. С этого момента дверь в мамино прошлое закрылась и никогда больше не открывалась. Ее жизнь в Харькове и жизнь в Москве — две абсолютно разные вещи.

Это совсем не значит, что Нина Русланова скрывала свои украинские корни, наоборот, даже гордилась ими. И хотя ей несколько раз паспортистки предлагали: «Давайте вместо Богодухов напишем Москва, вы ведь уже все равно москвичка» — мама отказывалась. У нее даже некоторые привычки детства сохранились: например мама частенько в обиходе употребляет украинские слова, любит готовить вареники, борщ — жирный и густой, чтобы ложка стояла, картошку, жаренную на шкварочках. На кухне всегда висит заплетенный в косу лук, который мама по традиции покупает на зиму, на дачном участке растет «цыбуля», а вокруг грядок — традиционный забор из веточек. А как она поет украинские песни!

С Петром Вельяминовым в фильме «Тени исчезают в полдень»

С сильным украинским акцентом маме в Москве пришлось отчаянно бороться. Ночи напролет сидела и бубнила специальные упражнения, а в Щукинское училище попала совершенно случайно, на добор... мальчиков. Вера Константиновна Львова, замечательный педагог и чудесный человек, настояла на том, чтобы место дефицитных мальчиков заняла Русланова, — так ей понравилась абитуриентка из провинции. В общежитии училища мама долго спала на раскладушке, после лекций подрабатывала в соседней поликлинике уборщицей. Она была старше многих однокурсников, ей уже исполнилось двадцать три, когда переехала в Москву. Курс подобрался талантливый: Володя Качан, Леня Филатов, Саша Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный... И все дружили.

— Слышала, что Нина Ивановна дружила всю жизнь с Кайдановским.

— Каин, как его звали друзья, ее очень жалел, потому что сам, когда разошлись его родители, месяц провел в детдоме и знал, каково это. Мама рассказывает, что однажды Кайдановский пришел к ней в общежитие и предложил:

— Нина, давай я буду твоим братом.

— Как это? По суду, что ли?

Он рассердился:

— По какому суду? Давай порежем себе руки, сольем кровь в чашку и выпьем. И будем кровными родственниками.

Саша был начитанным человеком, видимо, где-то в умных книжках и почерпнул. После ритуала братания Кайдановский всегда за маму заступался.

У них на курсе учились невероятно красивые девушки. Все они играли рабынь в знаменитом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот». Мама на их фоне выглядела серой мышкой. И вдруг Кайдановский — дело было на первом курсе — подходит к ней с предложением:

— Хочу сделать отрывок из «Гамлета». Можешь сыграть Гертруду?

Мама обалдела:

— Ну какая из меня Гертруда? Посмотри на мои крестьянские руки. Я же штукатур!

Саша стоит на своем:

— В тебе есть что-то королевское.

И они сыграли отрывок из «Гамлета». Все потом восхищались: «Как Кайдановский Русланову открыл!»

Щукинцы часто выступали с шефскими концертами. Однажды мамин курс показывал спектакль на сцене актового зала МГУ. Там и познакомились мои родители. Геннадий Рудаков учился в МГУ на физико-математическом факультете. Он как увидел маму на сцене, так сразу и влюбился. Мама была беленькой, худющей, просто ходячий дистрофик, папа — еще худее. Представляете, какая прекрасная парочка получилась?! Помню, лет в четырнадцать я не могла влезть в мамину юбку, которую она носила в двадцать пять. Завидовала ей черной завистью.

Я очень люблю папу, но красавцем назвать его не могу. Он скорее обаятельный. На мой взгляд, в мужчине самое сексуальное — мозги, наверное, этим он маму и взял. Зная папу, думаю, что ухаживал он красиво. Всегда на Восьмое марта дарил букетики мимозы не только маме, но и мне, трехлетней девочке. С тех самых пор убеждена: мой папа — самый галантный мужчина на свете!

Родители поженились через год после знакомства. Мама не стала менять фамилию, осталась Руслановой. Она всегда гордилась тем, что ее назвали в честь великой певицы. Но думаю, какую фамилию ей бы ни дали, она все равно не сломалась бы и вытащила себя. Мама — гениальная актриса и очень сильный человек.

У родителей был типичный студенческий брак. Молодоженов вначале приютила мамин педагог Вера Константиновна, потом они снимали квартиру, точнее угол, ну а после довольно долго жили в общежитии Вахтанговского театра, в труппу которого маму приняли после окончания училища.

Естественно, как полагается, папа повез молодую жену знакомить с родней в Гродно. Родители отца не то чтобы категорически не принимали невестку, но и особой любви к ней не питали. Видимо, мечтали о другой избраннице для единственного сына. У мамы непростой характер, вдобавок она очень обидчивая. Когда папа в первый раз привез ее в Белоруссию, ей не понравилось, как встретила свекровь, она взяла и... демонстративно ушла из дома. Маму чуть ли не сутки искало полгорода. Причем свекровь ничего обидного ей не сказала. Бабушка была очень худой, высокой, с колкими чертами лица и пронзительными глазами, в которые достаточно было просто посмотреть, чтобы все, что нужно, там прочитать. Вот мама и прочитала...

В «Афоне» с Леонидом Куравлевым и Евгением Леоновым

Она и потом не раз из их дома уходила. Как-то рассердилась, что свекровь наводила порядок в шкафу и переложила ее вещи с полки. Мама взвилась — и за дверь! Об их натянутых отношениях я узнавала из каких-то обрывков разговоров, взрослые старались оградить меня от семейных разборок.

С первого дня свекровь и невестка невзлюбили друг друга. Но при этом держали нейтралитет, не помню, чтобы говорили друг о друге плохо. До сих пор не пойму, что же бабушке в маме так не понравилось? Худенькая, светленькая, ясноглазая, вроде все при ней. Но это для бабушки было неважно. Она не могла смириться с профессией избранницы сына. Артистка — это клеймо! Они же, артистки, все изначально легкомысленные.

Даже прабабушка, бывшая партизанка и убежденная коммунистка-патриотка, мне постоянно сурово выговаривала: «Олеся, ты плохая девочка, потому что у тебя мама — актриса! А вот папа — хороший, он получил всего раз в жизни кол по поведению». Я это слышала с трех лет, ведь меня каждое лето отвозили в Белоруссию. Вот так и жили...

Тем не менее лето у дедушки с бабушкой было прекрасным. Я обожала собирать грибы. Маслят в Белоруссии было море. С увлечением ловила жуков и бабочек, из листьев делала гербарий.

Я там, кстати, и родилась. Мама забеременела поздно, в тридцать три года. Московские врачи категорически запретили ей рожать из-за врожденного порока сердца и сразу же предупредили: в критический момент будут спасать мать, а не ребенка. Белорусские бабушка с дедушкой жили на одной лестничной площадке с врачами. Соседи и на шли акушера, который рискнул принять сложные роды.

Да и с именем у меня непростая история — их... целых три. Мама назвала Олесей. Когда родители уже в Москве пошли регистрировать дочку, в ЗАГСе отказались записывать в метрике ребенка Олесей — оказывается, такого имени не существует в русском языке. Растерявшиеся папа с мамой взамен согласились на первое же пришедшее на ум — Ольга.

То, что меня зовут Олей, я узнала классе в четвертом. В поликлинике в медкарточке я ведь значилась Олесей, и в школьном журнале тоже. А когда меня крестили, батюшка сказал: «Имени Олеся в святцах нет... значит, будет Ксенией!» Так что я — Ольга, Олеся и Ксения.

Но дома и по сей день меня никто не зовет Олей. Ольга для меня — злое имя. Если вдруг мама звенящим голосом зовет: «Оля!!!», значит, я сильно набедокурила и нужно, пока не поздно, бежать прочь сломя голову.

— Родители вас воспитывали в строгости?

— Спасало то, что оба были очень заняты. Мама играла в Театре имени Вахтангова. Папа трудился на почтовом ящике, потом в структурах Министерства геологии, пока с друзьями не создал бизнес. Он не гнушался никакой работой, спокойно мог по ночам разгружать вагоны. Прекрасно помню, как ждала, когда папа утром вернется и принесет ананас. Мне, маленькой, казалось, что разгружать вагоны — это нечто сказочное, раз за это дают диковинное лакомство. Тогда впрок закупали зеленые бананы, мама хранила их в шкафу, чтобы дозрели в темноте. Но бананы не успевали дозреть — я их тайком съедала зелеными.

В стране царила эпоха дефицита: все решали не деньги, а связи — а связи давала известность. За плечами у мамы уже были «Короткие встречи» Киры Муратовой. Правда о том, что она там снялась, никто не знал — фильм двадцать лет пролежал на полке.

Зато когда на экраны вышел многосерийный фильм «Цыган», маму стали узнавать зрители. И не просто узнавать! Однажды в Ростове цыганский табор даже пронес на руках несколько метров машину, в которой сидела Нина Русланова. Но она, надо сказать, не жаловала свою роль в этой картине и старалась о ней не вспоминать. Я же этот фильм просто невзлюбила! Мне вслед долго кричали: «А-а-а, ты дочка Катьки-аэропорт!» Это практически звучало как дочь проститутки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ванесса Кирби. Фрагменты женщины Ванесса Кирби. Фрагменты женщины

Не было в ее жизни за все тридцать три года роли страшнее и трагичнее

Караван историй
Открытие, получившее признание через век Открытие, получившее признание через век

Владимир Буткевич первым задался проблемой соотношения бактерий

Наука и жизнь
Планета по имени Агния Планета по имени Агния

Далеко-далеко парит маленькая планета под номером 2279 и под названием Барто

Караван историй
И вашим и нашим И вашим и нашим

В этом проекте у Ираклия Зария получился неожиданный, но красивый союз

AD
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Мода — это поэзия. Я продаю поэзию»: лучшие цитаты дизайнера Симона Порта Жакмюса о работе, Париже и не только «Мода — это поэзия. Я продаю поэзию»: лучшие цитаты дизайнера Симона Порта Жакмюса о работе, Париже и не только

Симон Порт Жакмюс — о работе, жизни и смысле моды как таковой

Esquire
Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Черная невеста: 8 звезд, которые вышли замуж в черных платьях Черная невеста: 8 звезд, которые вышли замуж в черных платьях

Наши героини уверены: черный подвенечный наряд ничуть не хуже белого!

Cosmopolitan
Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее» Кристина Кучеренко: «Я долго билась о дверь и выбила ее»

Встал выбор: заниматься, несмотря на перелом, или уходить из балета

Коллекция. Караван историй
Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера Почему нам хочется бежать со всех ног от идеального партнера

Из-за чего мы избегаем хороших партнеров и как выйти из замкнутого круга

Psychologies
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Путешествие за драконом: сэр Дэвид Аттенборо — о приключениях в Индонезии и охоте на огромного варана Путешествие за драконом: сэр Дэвид Аттенборо — о приключениях в Индонезии и охоте на огромного варана

Глава о комодском варане из книги Дэвида Аттенборо «Путешествия натуралиста»

Forbes
Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно: уроки успешных разговоров из книги Ларри Кинга Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно: уроки успешных разговоров из книги Ларри Кинга

Отрывок из книги Ларри Кинга, посвященной ораторскому мастерству

VC.RU
Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры Срок годности: как эйджизм разрушает женские карьеры

Почему дискриминация по возрасту опасна в первую очередь для женщин

Forbes
Правила жизни Кристиана Диора Правила жизни Кристиана Диора

Правила жизни французского модельера и основателя модного дома Christian Dior

Esquire
Теория U Теория U

Лидерство из будущего

kiozk originals
Джентльмен, удачи! Джентльмен, удачи!

Рейф Файнс никогда не остается тем, кем его привыкли считать

GQ
Пианист Константин Емельянов — о Чайковском, прокрастинации и тишине Пианист Константин Емельянов — о Чайковском, прокрастинации и тишине

Константин Емельянов —— об авторских интерпретациях и стершихся границах

РБК
11 вопросов для работы с метафорическими картами 11 вопросов для работы с метафорическими картами

Как «общаться» с метафорическими картами и чем они могут помочь?

Psychologies
Что такое стиль «темная академия»? Рассказываем (вдруг вы не сидите в TikTok) Что такое стиль «темная академия»? Рассказываем (вдруг вы не сидите в TikTok)

Стилистические направления: реальные и изобретенные

Esquire
Спину прихватило! Спину прихватило!

Причин боли в спине множество. Как не пропустить тревожные сигналы?

Лиза
Что нужно знать о дизайнере Джерри Лоренцо, основателе Fear of God и новом главе adidas Basketball Что нужно знать о дизайнере Джерри Лоренцо, основателе Fear of God и новом главе adidas Basketball

Джерри Лоренцо — дизайнер-самоучка и звезда стритвира

Esquire
Вы ребенок токсичных родителей? Разрешите себе злиться на них Вы ребенок токсичных родителей? Разрешите себе злиться на них

Нам необходимо быть в контакте со своими эмоциями, чтобы сохранить самих себя

Psychologies
Девушка пригласила на свидание: 12 советов, как правильно реагировать парню Девушка пригласила на свидание: 12 советов, как правильно реагировать парню

Советы для парней, которые получили приглашение на свидание от девушки

Playboy
Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber

Построить компанию в стиле Uber мечтают многие предприниматели

Forbes
15 самых отвратительных пицц в мире 15 самых отвратительных пицц в мире

Карательная кулинария добралась до любимого всеми итальянского блюда

Maxim
Дачное время Дачное время

Можно ли охватить несколькими предложениями дачный мир?

Наука и жизнь
Битва за трубу: почему владелец «Тольяттиазота» обвиняет «Уралхим» в использовании «методов из 90-х» Битва за трубу: почему владелец «Тольяттиазота» обвиняет «Уралхим» в использовании «методов из 90-х»

«Продолжение рейдерской атаки» на Тольяттиазот

Forbes
Поколение миллениалов. Как зарабатывать 30-летним, чтобы не проиграть детям-миллионерам Поколение миллениалов. Как зарабатывать 30-летним, чтобы не проиграть детям-миллионерам

Как миллениалам не остаться за бортом и не проиграть 15-летним наглым и успешным

СНОБ
Детство в гаджетах: как цифровой мир влияет на мышление ребенка Детство в гаджетах: как цифровой мир влияет на мышление ребенка

Какой отпечаток накладывает на личность ребенка цифровой мир?

СНОБ
Открыть в приложении