Камиль Ларин: «Здорово, когда старость где-то далеко-далеко»
В этом году «Квартету И» исполняется двадцать шесть лет. Дату помню точно, потому что наш театр — ровесник моего старшего сына Яна. При этом узнавать в лицо и по имени, так чтобы «А, Камиль!», стали относительно недавно.
— Иногда люди подходят на улице и говорят:
— Ой! Это же вы — «О чем говорят мужчины»?
Или так: — Это же вы снялись в моих любимых «День радио» и «День выборов»? Простите, не знаю вашего имени.
Спрашиваю:
— А как героя моего зовут?
— Камиль.
— Ну вот...
— Как, и вы Камиль?! Это что, совпадение?
— Ага, конечно...
Мы с самого начала решили дать экранным персонажам свои имена — чтобы зрители не мучились вопросом, как же звать артиста. Как выяснилось, не помогло...
— Многие популярные артисты средних лет жалуются, что их совсем не знает молодежь. Вот ваша публика какого возраста?
— Не юная точно. Летом ехал за город, машину остановил сотрудник ГИБДД лет двадцати пяти. Настроение у меня было не очень, и я «вежливо» спросил:
— Чего надо?
— Документы предъявите, — и просовывает голову в открытое окно.
А я вспомнил, как Леша Кортнев в аналогичной ситуации, когда дистанция между ним и гаишником стала предельно мала, пошутил: «Поцелуемся?» Повторил остроту, но меня не поняли:
— Зачем?.. Багажник откройте.
Тут коллега постарше подошел:
— Это же Камиль Ларин, ты чего, не узнаешь? Он же артист!
Молодой стал оправдываться:
— Да откуда мне знать? В кино не хожу, телевизор некогда включить.
— Не задело, что не узнали и даже имя ни о чем не сказало?
— Абсолютно нет. Когда мы, выпускники эстрадного факультета ГИТИСа, основали театр «Квартет И», разумеется, хотели стать известными. Кто из артистов не мечтает об этом? Но хотелось обойтись без напрягов, когда поклонники неинтеллигентные. Так и получилось, наша публика — люди взрослые, тактичные. Подходят, говорят приятные слова, просят автограф. Недавно заехал на строительный рынок за лаком, а продавец говорит: «Камиль, примите в подарок», — и протягивает малярную кисточку за шестьсот шестьдесят рублей. Не зря столько лет занимался творчеством! Хорошая кисть оказалась.
Популярностью «Квартет И» не обижен. Если представить, что вдруг перестанут узнавать на улице, наверное, будет неприятно, но переживем. Бывает, после выхода на экраны нового фильма поклонники говорят: «Леша был бесподобен! И Слава, и Камиль, и Саша». Или в другой последовательности, не в этом суть. Главное, нас знают.
— Как «Квартету И» удалось за долгие годы не переругаться?
— Мы чуть ли не единственный коллектив, который отметил двадцать шестую годовщину в первоначальном составе — Барац, Хаит, Ларин, Демидов. И Сергей Петрейков, наш режиссер.
— Это он скрывается под буквой И?
— И он тоже. И — это «. . .и кто-то еще», то есть все те артисты, которые работают с нами над спектаклями: Алексей Кортнев, Нонна Гришаева, Михаил Козырев, Максим Виторган, Анастасия Уколова. . . «Квартет И» — бренд. Изначально название придумал Саша Демидов. С квартетом все понятно, но вот И до сих пор многим покоя не дает. Люди продолжают интересоваться:
— Почему ваш театр так странно называется — И?
— Да мы «Квартет И».
— Ну вас четверо, понятно, что квартет, но И-то почему?
Что же касается того, как нам удалось не испортить отношения и не разбежаться, скажу так: время от времени мы ругаемся. Наш театр подобен обыкновенной семье — ссоримся, миримся, изменяем... В том смысле, что ходим «налево» — в другие проекты.
Но есть железное правило, которое, возможно, и сцементировало «Квартет...»: все заработанное несем в одну копилку и делим поровну. Бывает, Леша со Славой пишут сценарий нашего нового фильма и сидят запершись дома, а мы с Сашей работаем. Он, допустим, снимается, я веду свадьбы. Деньги приносим в общую кассу. Иногда беру красивую тарелочку, кладу на нее банкноты и заношу ребятам.
— И это однажды заведенное правило никто не пытался отменить? Взбунтоваться, мол, вы два месяца ничего не делали, а я вкалывал — почему должен делиться?!
— Я раньше других начал зарабатывать на стороне. В 1993 году родился сын, пришлось активно искать подработку. Однажды позвали провести свадьбу, а выступать не в чем. Ребята сбросились на смокинг. Поскольку размер никому из них не подошел, смокинг перекочевал в мою собственность. Одна свадьба, другая, и пошло-поехало — по сарафанному радио меня передавали из рук в руки, я отлично зарабатывал и отдавал «Квартету...» десять процентов. Совсем ничего нельзя, мы же коллектив. А потом Леша (так в группе зовут Леонида Бараца. — Прим. ред.) предложил: «Давайте все, что каждый зарабатывает не в театре, а на стороне, приносить в общую кормушку!»
Предложение было одобрено, и мне пришлось поднять цены на услуги ведущего. Тогда многие клиенты отпали. Вскоре у ребят дело тоже пошло, Слава с Лешей написали пьесу «День радио» — для всех нас. Это добавило «Квартету...» популярности.
Поводов к конфликтам на почве денег нет. В нашей «семье» без перекосов, когда один пашет, а другой вяло подхалтуривает. И кстати, партнерское правило делить все поровну серьезно стимулирует. Совесть не позволяет бездельничать.
— Походы «налево» обсудили, деньги тоже, а что скажете о ссорах? По какому поводу ругаетесь?
— Поводов много. У четырех мужиков, вернее пяти — вместе с режиссером, — собственный бизнес, которым является театр «Квартет И». Вопросов, как вести хозяйство, масса. Условно говоря, кто-то из пятерых решил выкопать яму, но тогда ему следует объяснить зачем. А также сколько придется заплатить за это нанятому работнику.
Или, к примеру, посты в соцсетях от имени команды. У каждого из нас собственное мнение о происходящем вокруг, поэтому если кто-то хочет высказаться публично, следует писать: «Я, Саша (Леонид, Ростислав или Камиль), считаю, что.. .» А если напишет, мол, «Квартет И» призывает к тому-то или тому-то, это может послужить причиной недовольства других. В общем, спорим по разным поводам, но не из-за женщин точно!
— Жены, подруги допущены к вашему бизнесу? Могут давать советы, высказывать недовольство?
— Это не приветствуется. Никто из наших женщин не приходит и не обсуждает на равных ни творчество, ни организационные моменты. Конечно, дома с женой я делюсь тем, что происходит на работе. Катя может высказаться, я выслушаю, но если ее мнение идет вразрез с установками, которые приняты в «Квартете И», советы зарубаю. Мы сами прекрасно понимаем, что следует делать.
— Камиль, вы четверо действительно друзья? Например ездите вместе в отпуск или вас связывает лишь «бизнес и ничего личного»?
— Чтобы дружить домами и вместе отмечать праздники — такого нет. К тому же у нас разный семейный статус: женаты я и Демидов, Барац разведен, а Хаит холостяк.
При этом мы команда. Поэтому если кто-то со стороны вдруг негативно выскажется в адрес ребят, отреагирую жестко. Наедине можем ругаться, спорить, но прилюдно нет. Обычное правило нормальной семьи.
Насчет отпусков... Бывали эпизоды, когда случайно оказывались в одном мес те. Однажды договорились с Барацем полететь на Новый год на море и поселиться в одном отеле. Больше никому из «Квартета...» не сообщили. А на месте выяснилось, что по соседству устроились Саша и Слава со своими девушками. Конечно, время мы проводили вместе.
Но в принципе у каждого давно свой круг приятелей, и когда встречаемся в одной компании, редко общаемся между собой. Не потому что надоели друг другу, просто хочется поговорить с кем-то еще.
Интересы у нас тоже разные. Скажем, Леша со Славой увлечены футболом, я — гольфом и поэзией, у Саши свой музыкальный проект, вдобавок он пишет. Сейчас, например, работает над книгой о нашем театре.
А вы знаете, что никто в квартете, кроме меня, не умеет завязывать галстук? Простым узлом, сложным — каким угодно. Я заморочился когда-то, решил, что это может помочь в жизни. Мне вообще нравится все новое. Мама выписывала «Работницу», в журнале уроки макраме, вязания публиковали. Я и научился. Хиромантию когда-то по книжкам освоил. Линия ума, сердца, жизни. . . При случае «гадал» знакомым, прикалывался. Такой был у меня козырь, особенно в общении с девушками. Но в свое будущее никогда не хотел заглянуть.
— Ваши темпераменты схожи? Ларин, Демидов, Хаит, Барац — все могут покричать или один отмалчивается и копит обиду, а другой, условно говоря, затевает драку?