Ого-гонь XXI века
Со времен палки-копалки человечество пугали и завораживали пожары. В них было все: зрелище, место подвигу, трагедия, драма, саспенс! В новом веке, несмотря на технический прогресс, мы так и не научились полностью контролировать огненную стихию. Что же, воздадим должное им, великим пожарам XXI века!
9/11
В то сентябрьское утро 2001 года глава брокерской компании Рон Ди Франческо был у себя в офисе рано. Этот канадский иммигрант любил приходить на работу первым, стоять у огромного панорамного окна с видом на Манхэттен и чувствовать себя на гребне жизни. 84-й этаж Южной башни Всемирного торгового центра... Пожалуй, это можно назвать «достиг карьерных высот». Однако в этот день Рону недолго оставалось любоваться солнечной и тихой осенью в Нью-Йорке. В 8 часов 46 минут Северная башня Торгового центра, которую было видно из окон офиса Ди Франческо, дрогнула, фасад окутало пламенем, повалил густой черный дым. Коллеги Рона, которые уже пришли в офис, вскочили со своих мест и уставились в окно – кто-то с проклятиями, кто-то молча. Этот ступор продолжался несколько секунд, а может быть, минут, и тут со всех сторон зазвонили телефоны. Кто-кто, а брокеры умели собирать и передавать новости. «Самолет!», «Неуправляемое столкновение!», «Пожар где-то на самом верху, в районе сотого этажа!» – застрекотали голоса. Рон в этот момент слушал в трубке спокойный совет друга: «У меня плохое предчувствие. Бросай все и выбирайся оттуда!»
Самая громкая, по-голливудски драматичная и на данный момент самая смертоносная катастрофа XXI века* до сих пор вызывает бесконечные вопросы. История Ди Франческо позволяет ответить на один из них: кто были те люди, которые спаслись с самых верхних этажей ВТЦ? Как им это удалось?
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Не считая войн и стихийных бедствий. Конечно, с природой человеку не сравниться. Однако, если представить войну в виде гуманитарной катастрофы, ВТЦ остается далеко позади. В 2003 году по итогам действий американской армии в Ираке насчитывалось около 7000 смертей среди мирного населения, что более чем в два раза превышает количество жертв атаки на ВТЦ».
Вероятно, дело было в остром, зверином чувстве самосохранения, которое погнало канадского брокера из офиса в сторону ближайшей пожарной лестницы в тот момент, когда его коллеги все еще глазели, как люди выбрасываются из окон горящей Северной башни. У лестницы Рон почувствовал удар второго самолета.
«Башня покачнулась, и мне показалось, что вот прямо сейчас она опрокинется и мы все полетим вниз», – вспоминал он. Однако, отклонившись на несколько метров, конструкция плавно вернулась на место. Сердце Рона вынырнуло из желудка, и он бросился вниз по лестнице. Ди Франческо невероятно повезло. Самолет влетел в Южную башню ниже 84-го этажа, однако по касательной, так что задел только две из четырех аварийных пожарных лестниц, расположенных по углам здания. Та, по которой спускался Рон, оказалась нетронутой. Но начавшийся после взрыва самолета пожар мгновенно заполнил шахты лестниц ядовитым черным дымом. Канадец оторвал кусок оргалита от разваливавшейся стены и, прикрываясь им, как щитом, от языков пламени и спотыкаясь, бросился вниз по лестнице. Он расскажет потом, что в какой-то момент почти потерял сознание и уже готов был упасть, сжаться в комок, затихнуть, но тут услышал голос, звавший сквозь беспросветный мрак: «На выход! Сюда! Сюда!» Собрав последние силы, Рон двинулся дальше и уткнулся в пожарного, который сказал, что нужно прорываться еще на несколько пролетов вниз: там работают пожарные разбрызгиватели, дыма меньше. И правда, спускаться стало легче. Уже не чувствуя ног, Рон остановился на первом этаже, чтобы отдышаться. Сквозь стеклянную дверь лобби он видел солнечный свет, воздух, свободу. Однако еще один пожарный с рацией в руке не пустил его наружу. С крыши падал огненный дождь строительных обломков, летели человеческие тела. «Идите вниз, на подземную парковку, и ждите там!» – сказал спасатель. Рон послушно свернул обратно на лестницу и продолжил свой бег вниз. Тут опять все вокруг содрогнулось, раздался страшный скрежет. Рон упал, прикрывая голову руками. Над ним стремительно рушилась 110-этажная башня, которая не была рассчитана на пожар, вызванный 34 тысячами литров неизрасходованного авиационного топлива. Стальные балки расплавились, тросы лопнули, и башня сложилась как карточный домик.
Рон Ди Франческо очнулся в госпитале. У него были тяжелые ожоги, контактные линзы расплавились в глазах. Но он был жив. Рон оказался последним человеком, которому удалось спастись из Южной башни Всемирного торгового центра во время самого смертоносного пожара XXI века. Обломки ВТЦ горели еще 99 дней после атаки террористов.
Собор Парижской Богоматери
Около 19 часов 15 апреля 2019 года (по европейскому времени) в соцсетях по всему миру разнеслась новость: горит Нотр-Дам! Это было невероятно. Вскоре из Парижа появились первые фотографии: дым над островом Сите, крыша собора в огне. Ближе к ночи смутные снимки очевидцев сменились профессиональными кадрами, снятыми с воздуха: вместо собора предстал полыхающий огненный крест. Пожаром было охвачено все здание – казалось, ничто не сможет уцелеть. Нелепо и жалко смотрелась одинокая струйка воды, которую лили в эту огненную геенну парижские пожарные.