«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историйЗнаменитости

Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Он никогда не разрешал мне говорить, что он великий или выдающийся актер. Не позволял мне использовать в отношении него подобные эпитеты, ужасно злился. Владимир Абрамович говорил: «Ты не имеешь права так говорить обо мне, ты моя жена». На что я ему всегда отвечала: «Ну, как жена не имею права, а как зритель — имею!»

— Елена, летом в Геленджике установят необычную скульптурную композицию: на лавочке сидят, повернувшись друг к другу, Владимир Этуш и Василий Лановой. О чем они беседуют?

— А о чем могут говорить два легендарных актера, деливших в течение 66 лет (только вдумайтесь, это ведь дольше, чем мы с вами живем!) одну гримерку в родном для обоих Театре имени Вахтангова?!

— Надо же! Стало быть, они были друзьями?

— Ну нет, так, пожалуй, сказать нельзя.

— Признаюсь, я слышал мнение, что в театре вообще никто ни с кем не дружит.

— Мне сложно судить, насколько оно верно, ведь сама я никогда не была актрисой. Но, как правило, в жизни у актеров действительно совсем другой круг общения.

— Хорошо, в таком случае, как можно определить отношения Этуша и Ланового?

— Знаете, Владимир Абрамович очень любил слово «товарищ». Вот они с Василием Семеновичем были товарищами, я бы так ответила на ваш вопрос. Их отношения можно назвать театральным дружеством. И такое дружество вообще присуще Театру Вахтангова.

Владимир Этуш и Василий Лановой. Фото: из архива Е. Этуш

— То есть их общение шло исключительно в стенах театра?

— Нет, когда они были молодыми, то вместе отдыхали. В нашем альбоме много фотографий, где Владимир Абрамович и Василий Семенович вместе — то в подмосковном доме отдыха, то у моря... Просто потом, когда они повзрослели, обзавелись семьями, на совместные встречи, надо думать, не всегда находилось свободное время.

Оба они, кстати, очень любили Геленджик. Принимали участие в общественных мероприятиях, которые устраивали местные власти. В городе даже есть «Аллея звезд», где заложены звезды Владимира Абрамовича и Василия Семеновича. Наше с Владимиром Абрамовичем знакомство с Геленджиком началось, в частности, с проходившего там в свое время фестиваля «Южные ночи», где он ежегодно входил в состав участников. А с 2003 года по 2018-й мы каждое лето в августе непременно в течение трех недель отдыхали в одном из санаториев Геленджика. Словом, ничего удивительного, что руководство города одобрило идею установить там ту самую скульптурную композицию, посвященную двум великим актерам (теперь-то, наверное, мне можно так говорить).

— Почему Этуша так влекло именно в этот южный город? Что вообще для него означало отдыхать?

— Владимир Абрамович всегда говорил: «Геленджик — это лучшее место для отдыха!», и каждый раз мы с огромным удовольствием туда ездили. Там нереально красивая набережная протяженностью 14 километров, великолепное санаторно-курортное лечение, чудесно оборудованные пляжи.

Специально, кстати, мы никогда не загорали, приходя на пляж, старались всякий раз скрыться от жгучего солнца под навесом. Брали с собой электронные книги, каждый свою, и читали. Владимир Абрамович любил читать на отдыхе и исторические книги, и серьезные политические детективы, да и авантюрные романы, например роман Сидни Шелдона «Интриганка».

К Владимиру Абрамовичу загар — ровный, красивый — приставал мгновенно. Буквально через несколько дней он становился бронзовым, как статуя. Аж позавидуешь! После отдыха в Геленджике он всегда приезжал бодрым и веселым.

— Кого еще из коллег-актеров, кроме Ланового, Владимир Абрамович считал своими товарищами?

— Всех не перечислить. Например, Машу Аронову, Олю Тумайкину, Олега Макарова, Павла Любимцева, Юрия Васильевича Яковлева, Юлию Константиновну Борисову, Ирину Петровну Купченко, с которой у Владимира Абрамовича, к слову, была одна постоянная «гастрольная» шутка.

Василий Лановой, Владимир Шлезингер, Юрий Яковлев и Владимир Этуш. Фото: из архива Е. Этуш

— Какая?

— Родилась шутка так. Идем мы как-то все вместе, Ирина Петровна рассказывает что-то чрезвычайно интересное. Владимир Абрамович внимательно слушает, слушает и вдруг спрашивает: «Ирочка, откуда ты все это знаешь?» А она ему, смеясь, отвечает: «Владимир Абрамович, поживите с мое!» Вот с тех пор эта шутка нередко звучала во время наших встреч. Знаете, я заметила одну вещь: люди, их человеческие качества очень проявляются во время гастролей — хотя бы потому, что вы немало времени проводите вместе. В автобусе вместе, в поезде вместе, после спектакля обязательно совместный ужин, вновь, стало быть, вместе. И там быстро понимаешь, с кем тебе комфортно, а с кем нет. Так вот, сколько мы ни ездили на гастроли, всегда так получалось, что со всеми людьми, кто нас окружал, нам было невероятно комфортно.

Я всегда очень любила гастроли. С ними, кстати, связана еще одна интересная история, которая имеет отношение к Ирине Петровне Купченко. То были первые в моей жизни гастроли. В 2003 году вместе с Владимиром Абрамовичем я отправилась в Японию, где показывали «Гамлета» Петера Штайна.

Это, надо сказать, были большие и непростые гастроли: в течение 18 дней нужно было сыграть 12 спектаклей. Помню, Владимир Абрамович незадолго до отъезда как-то напрягся и сказал: «Не хочу, не поеду так далеко». Узнав об этом, организаторы расстроились, а потом предложили ему: «Пусть Лена поедет с вами». Тогда он согласился. Полет до Японии долгий, но только народным артистам были положены в самолете места в бизнес-классе. И вот чтобы во время того длительного полета я все время находилась рядом с Владимиром Абрамовичем, Ирина Петровна уступила мне свое место в бизнес-классе. Меня это тогда очень впечатлило.

— Здорово, что и говорить, по-товарищески! Елена, а не кажется ли вам, что среди актеров не может быть дружбы лишь потому, что этой творческой профессии, как, быть может, никакой другой, свойственно чувство зависти?

— Не знаю, чего завидовать-то самодостаточному артисту? Во всяком случае, Владимир Абрамович всегда только радовался успехам коллег.

— Дайте пример.

— Когда, допустим, он первый раз увидел фильм «Приходи на меня посмотреть», то был просто поражен, и, сколько бы раз эту картину ни показывали, он все время ее смотрел. Говорил: «Какие же потрясающие актерские работы!», имея в виду игру всех: и Екатерины Васильевой, и Ирины Купченко, и Олега Янковского, и Натальи Щукиной. Владимиру Абрамовичу также нравился, например, фильм «Бумер», и именно актерскими работами Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Сергея Горобченко, Максима Коновалова. Он говорил, что ребята чрезвычайно органичны.

Театр имени Вахтангова, 1969 год. Фото: из архива Театра имени Евгения Вахтангова

— «Бумер» — это уже иное поколение. Интересно, Владимир Абрамович проводил некое деление на старую актерскую школу и новую?

— Нет-нет, такого не было. Деление актеров у него шло исключительно по принципу «профессионально — непрофессионально», «органично — неорганично», «хорошая работа — плохая».

— Ваши слова, что Владимир Абрамович никому не завидовал, подтверждает история: когда Михаилу Ульянову дали народного артиста СССР, то Этуш был первым, кто сообщил ему о столь радостной новости. При этом совершенно непонятно, почему в скульптурной композиции, установленной у Театра имени Вахтангова на Арбате, стоят Этуш, Лановой и Яковлев. Где Ульянов? Почему среди них нет еще одного великого актера этого театра — Михаила Ульянова?

— Все очень просто. Тут нет никакой интриги или злого умысла. Дело в том, что скульптурную композицию на Арбате сделали по мотивам одной известной фотографии, которая понравилась нашему замечательному директору Театра имени Вахтангова Кириллу Игоревичу Кроку, и именно у него родилась идея создания этой скульптуры. По его инициативе и установили скульптурную композицию возле театра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Юные фото Шерилин Фенн, той самой сочной ягодки, что языком завязала черешок вишни в узелок в «Твин Пиксе» Юные фото Шерилин Фенн, той самой сочной ягодки, что языком завязала черешок вишни в узелок в «Твин Пиксе»

Слаще вишневого пирога в закусочной «RR»!

Maxim
Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником 10 признаков того, что в школе в 1990-е годы вы были отличником

Что общего в опыте тех, кто в 1990-е учился на «хорошо» и «отлично»?

Psychologies
От дикпика до любви От дикпика до любви

Как CEO дейтинг-сервиса нашла идеального парня

Playboy
Дом с медальном Дом с медальном

Современная загородная усадьба с ландшафтом

SALON-Interior
«На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья» «На съемках фильма «Любовь и Голуби». Мы были как одна большая семья»

Как же снималась картина Владимира Меньшова? Рассказывает Лада Сизоненко

Караван историй
Тихая роскошь Тихая роскошь

Респектабельный интерьер в духе загородного дома

SALON-Interior
Огуречное лето Огуречное лето

Что нужно учесть, чтобы собирать огурцы всё лето, а не два месяца?

Наука и жизнь
Лучшие способы «сдуться», если накануне ты съела слишком много Лучшие способы «сдуться», если накануне ты съела слишком много

Никак не могла перестать есть и теперь чувствуешь себя так себе?

VOICE
Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением Как вирусы могут изменить океан и помочь в борьбе с глобальным потеплением

Ученые сосредоточились на вирусах, помогающих улавливать углекислый газ в море

ТехИнсайдер
Кавказия Кавказия

Кавказская и азиатская кухня: что в них общего, чем они дополняют друг друга?

Bones
Как появился, зачем и почему именно в феврале: астроном Владимир Сурдин о «високосном» дне 29 февраля Как появился, зачем и почему именно в феврале: астроном Владимир Сурдин о «високосном» дне 29 февраля

Как в календаре появился «лишний день» и зачем он нужен?

СНОБ
Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины Не прячьте вашу живопись по банкам и домам: как детективы ищут пропавшие картины

Истории детективов, раскрывших самые громкие кражи на арт-рынке последних лет

Forbes
Любить нельзя купить Любить нельзя купить

Попытка понять современное искусство

Men Today
Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему Грозит ли нам вторжение марсиан и если нет, то почему

Отрывок из книги «Разговоры с таксистами об устройстве Вселенной»

Forbes
Современная космология – точная наука Современная космология – точная наука

Космологии многое предстоит сделать в будущем, но серьезный фундамент уже создан

Знание – сила
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
Спас на бреду Спас на бреду

«Доска Дионисия»: иконы, интриги, расследования в мире позднего СССР

Weekend
Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком Принцесса-рыбка, гигантский робот и амфибия. Фильмы о дружбе между человеком и нечеловеком

Подборка трогательных фильмов об отношениях людей и нелюдей

СНОБ
Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина

Что важно знать о раке шейки матки взрослым женщинам и родителям девочек

Forbes
«Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии «Страх сопровождает нас все годы»: жертвы теракта в Орджоникидзе рассказали о своей жизни после трагедии

Рассказываем о фильме «Командир», а также делимся откровениями жертв теракта

Psychologies
Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов» Эксперт не стала скрывать, почему в кинотеатрах так много «плохих фильмов»

Действительно ли качество фильмов в кинотеатрах ухудшилось?

ТехИнсайдер
Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость

Изменение белого вещества может стать маркером развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети

Как приложение Handshake меняет представление о платформах для поиска работы

Forbes
Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters Команды, которые меняют мир: как трое друзей придумали агентство Setters

Отрывок из книги «Setters. Команды, которые меняют мир»

Forbes
Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет

Что тридцатилетние женщины действительно должны — самим себе?

Psychologies
Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор) Новый Lexus GX 550 стоил долгого ожидания (обзор)

Lexus GX 550 действительно лучше предыдущего GX460. Причём во всех отношениях

4x4 Club
Такого нам не надо Такого нам не надо

13 самых вредных продуктов для здоровья и фигуры (и чем их заменить)

Лиза
Сбросить кредитные кандалы Сбросить кредитные кандалы

Почему мы готовы вновь и вновь выплачивать высокие проценты по займам?

Psychologies
Открыть в приложении