Сестры покинули дворец на Гагаринской, намереваясь обратиться к государю

Караван историйИстория

Дама с камелиями

Сестры покинули дворец на Гагаринской, намереваясь обратиться к государю. Разве решение брата не означает, что он не отдает отчета своим поступкам? А если так, можно ли жениться больному? Скоро их известили о дне высочайшей аудиенции.

Наталия Клевалина

Фото: предоставлено брокером и консультантом проекта Engel & Volkers

Лето 1871 года чета Достоевских проводила в любимом Дрездене. Выдалось оно на редкость тревожным. Только что завершилась франко-прусская война, на карте появилась Германская империя, и в стране царил патриотический подъем. Газеты писали о беспорядках, чинимых националистами. Большой русской общине Дрездена жилось неуютно — то и дело слышалось: «Покончили с французами, теперь примемся и за вас». «Русские дрезденцы», как и их путешествующие соотечественники, старались вести себя осмотрительно, не ввязываться в перепалку и не обострять обстановку.

Когда в Дрезден торжественным маршем вернулись немецкие войска, им устроили пышную встречу. На местах для состоятельной публики в числе прочих сидела богато одетая дама средних лет, наблюдавшая за парадом. Услышав, как за ее спиной разгоряченные бюргеры принялись выкрикивать оскорбления в адрес России, она резко обернулась, медленно подняла вуаль и вдруг выругалась крепко, по-простонародному. Затем опустила вуаль и неспешно направилась к выходу мимо ошалевших немцев.

Достоевский с женой, сиди они на трибуне, конечно сразу бы узнали даму. Это о ней записала Анна Григорьевна в своем дневнике: «Графиня Кушелева-Безбородко, сама явившаяся знакомиться с Федором Михайловичем в 1870 году, когда мы жили в Дрездене».
О чем они тогда говорили — неизвестно. Но Анне Григорьевне не нужно было ничего объяснять. Укладывая спать трехлетнюю дочь Любочку, она все думала о том, что должен чувствовать писатель, встретивший во плоти героиню своего романа? Что остается от истории после того как она рассказана и куда уходят персонажи уже написанных книг? Наверное туда же, куда давешние сны и несбывшиеся надежды — в какую-то другую реальность.

Фото: РГБИ/из книги Н.а. Фоломеевой «Дворец на Гагаринской: история, владельцы, обитатели»

И вот героиня здесь, вполне себе настоящая. Его Настасья Филипповна — Любовь Ивановна Кушелева-Безбородко, своими руками загубила собственную жизнь. Когда муж только начал делать наброски, Анна Григорьевна спросила, о чем будет новая книга. Он ответил, что о борьбе любви с ненавистью. Да, чего-чего, а этого в жизни графини было предостаточно...

Фото: РГБИ/из книги Н.А. Фоломеевой «Дворец на Гагаринской: история, владельцы, обитатели»

Первые главы стали выходить в «Русском вестнике» в 1868 году, и многие в петербургском свете узнавали в главных героях романа «Идиот» князе Мышкине и Настасье Филипповне графа Григория Кушелева-Безбородко и его жену Любовь Ивановну. Совпадало все вплоть до внешности. Небывалый случай, когда Достоевский буквально срисовал персонажей с реальных людей, поместив их в роман почти «как есть». Это было неожиданностью для всех, кроме Анны Григорьевны. Она давно знала, что мужу не дает покоя библейский миф о раскаявшейся грешнице. Он часами разглядывал в Дрезденской галерее картину «Кающаяся Магдалина» Баттони.

Фото: РИА Новости/Фото репродукции картины И. Глазунова «Достоевский»

После женитьбы жизнь Достоевских мало изменилась: как и в то время, когда писатель только познакомился с молодой стенографисткой Анной Сниткиной, он делал ночами записи, она по утрам приводила их в порядок, а после начиналась диктовка. Нельзя сказать, что герои сразу стали ей приятны — безвольный аристократ с признаками вырождения и «женщина с прошлым», содержанка, дама полусвета, отличавшаяся резкой, демонической красотой. Но муж уже любил их обоих, как любил всех своих героев.

Она знала, как между ними все будет: князь Мышкин, этот «положительно прекрасный человек», полюбит «падшую» Настасью Филипповну и спасет ее, возвысит до себя. Однажды Достоевский спросил, что она думает о таком исходе. «Падшая женщина... — покачала головой Анна Григорьевна. — Скорее она самого его на дно утащит».

Так же как Настасью Филипповну, Кушелеву можно было только либо страстно любить, либо бешено ненавидеть. Когда по Петербургу поползли слухи о свадьбе графа Григория и Любови Ивановны, разразился скандал. Достоевский был одним из немногих, кто сочувствовал вельможе. «Полоумный женится!» — самое безобидное из всего, что говорилось. И на ком!.. Рассказывали, что обе его замужние сестры, Варвара Александровна — княгиня Кочубей и Любовь Александровна — графиня Мусина-Пушкина, на коленях стояли на парадной лестнице резиденции Кушелевых, умоляя брата не жениться на падшей, но все без толку...

Любочка, родившаяся в 1829 году, была дочерью инженер-генерал-майора Кроля. Он происходил из семьи небогатых немецких переселенцев, объявившихся в России при императоре Павле I. Настоящее имя его было Иоганн. Всего в своей жизни он достигал нелегкой службой военного инженера-строителя. Вершиной карьеры стала должность вице-директора 2-го департамента Министерства путей сообщения. Иван Христофорович, так его называли в России, сумел устроить свою дочь Любочку в Смольный институт. Видимо, больших денег в семье не было, а его жалованье едва покрывало необходимые расходы.

Фото: Б. Колесников/РИА Новости/Кадр из фильма «Идиот»

После окончания института ее представили ко двору. По слухам, ослепительная красавица привлекла внимание Николая I и в 1849-м на некоторое время стала его возлюбленной, за что император, как говорили, пожаловал ей приличное приданое — Любочка Кроль в 1853 году вышла замуж за гвардейского офицера Михаила Пенхержевского. Супруги зажили тихой семейной жизнью, у четы родился сын Александр. Замужество госпожи Пенхержевской оказалось недолгим. Вскоре Михаил умер, оставив молодую вдову с ребенком почти без средств — деньги ушли на его лечение.

Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции картины А. Швабе «Конный портрет императора Николая I». 1843 Г. Государственный исторический музей

«Болезнь мужа, на лечение которого она ничего не жалела, истощила все средства преданной жены, погребение и первое время вдовства довершили разорение, и оправившись от первого пароксизма горя, Любовь Ивановна очутилась без гроша в кармане, не имея ровно ничего впереди», — вспоминала в своих мемуарах Александра Соколова, известная под псевдонимом Синее Домино. Остается только гадать, почему ни семья мужа, ни собственная родня не поддержали вдову, оставшуюся с маленьким сыном на руках.

В отчаянии Любовь Ивановна согласилась на брак с немолодым штабс-капитаном Голубцовым — тот обещал обеспечить ей и ребенку безбедное существование — и переехала к мужу в Киев. Женщина надеялась, что со временем «стерпится — слюбится», однако не случилось. Да и Киев после Санкт-Петербурга казался унылым болотом, и Любочка в один прекрасный день сбежала с сыном в столицу.

История про два брака стала известна впоследствии со слов самой Любови Ивановны. Позже выяснилось, что брошенный «немолодой» супруг был всего на год ее старше.

В Санкт-Петербурге никто ее не ждал. Отец Иван Христофорович умер в 1854 году. У брата — журналиста и писателя Николая Кроля, в убогой квартирке которого она остановилась, — лишней копейки не водилось. Кроме смелости, происходившей от отчаяния, и красоты Любовь Ивановна ничего не имела за душой. Что ж, и это немало — она решила оказывать определенные услуги состоятельным господам. Деньги — вот все, что имело теперь для нее значение. Переходя «из полы в полу», как тогда говорили, госпожа Голубцова в итоге поселилась в доме Николая Кушелева-Безбородко. Он приходился младшим братом графу Григорию — наследнику огромного семейного состояния.

Безбородко появились еще при царе Алексее Михайловиче. Демьян, первый представитель славной фамилии, происходил из польских шляхтичей и прозвище свое получил после участия в военном походе, в котором противник отсек ему часть подбородка. Возвысился же род при Екатерине II — Александр Безбородко долгие годы был ее доверенным секретарем, а при сыне императрицы Павле стал канцлером.

Его внучатый племянник граф Александр Григорьевич Кушелев-Безбородко, блистательный царедворец и меценат, рано овдовел. Жена, урожденная княжна Репнина, умерла, оставив его с четырьмя детьми: Варварой, Григорием, Любовью и Николаем. После смерти матери четырехлетний Гриша стал страдать нервными припадками, в которых медики скоро распознали пляску святого Витта.

В 1855 году граф Александр Григорьевич скоропостижно скончался. Отныне наследником огромного состояния становился его старший болезненный отпрыск двадцати трех лет. Между тем многие даже толком не знали, как выглядит Григорий: за четыре года до смерти родителя из-за участившихся приступов врачи рекомендовали юноше избегать любых волнений. Он затворился в своем дворце на Гагаринской набережной и принимал такие огромные дозы лекарств, что выглядел как «вконец отживший человек». При этом некоторые уверяли: несмотря на болезнь, отшельник не прочь покутить тайком от сурового отца.

Фото: РГБИ/Фото репродукции картины М.Я. Виллие «Столовая в доме графа Кушелева-Безбородко». 1864 г. Из книги Н.А. Фоломеевой «Дворец на Гагаринской: история, владельцы, обитатели»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров «Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров

О закулисье «Бриджертонов» и историях актеров, сыгравших самые яркие роли

Караван историй
«Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?» «Мне говорили — что ты такая прямая, как шпала?»

Диана Арбенина о мужском и женском творчестве, драных джинсах и жизни

Русский репортер
Передел Европы Передел Европы

Демонстрации неколебимого единства и согласия в Потсдаме явно не получилось

Дилетант
Вера в себя Вера в себя

Вера Брежнева о сильных мужчинах и благотворительности

Cosmopolitan
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности С двойной нагрузкой: как облегчить работу организма во время беременности

Как помочь организму благополучно справиться с возросшей нагрузкой

9 месяцев
Первый день оставшейся жизни Первый день оставшейся жизни

Каждый миг может стать последним. Как прожить его со смыслом

Psychologies
Научи его делать тебе хорошо Научи его делать тебе хорошо

Как превратить неплохой секс в феерический?

Cosmopolitan
Квартал желаний Квартал желаний

Архитектор Эрик Оуэн Мосс — упрямый оптимист, перфекционист и мечтатель

AD
Один день с Нептуном Один день с Нептуном

Он ищет газ и нефть для России. А «ПМ» идет к нему в гости

Популярная механика
Политика — зашквар Политика — зашквар

Могут ли видеоблогеры изменить страну и мир

Русский репортер
Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам Брайан Ферри: Говорить о политике — как стрелять себе по ногам

Брайан Ферри о тихой деревенской жизни, Брекзите и поездках в Россию

СНОБ
Дело в пояснице: 4 шага к здоровью Дело в пояснице: 4 шага к здоровью

Боль в пояснице – весьма распространенная неприятность. Чаще всего решение этой проблемы откладывают на потом: «у всех болит», «ничего страшного», «потерплю, само пройдет». Знакомо? Специалист по китайской медицине Анна Владимирова предлагает простой и понятный план действий, который позволит избавиться от боли и повысить качество жизни.

Psychologies
Алхимик Тони Алхимик Тони

Один из самых прогрессивных миксологов мира Тони Конильяро

The Rake
Про уродов и людей Про уродов и людей

Если дети на улице при виде вас начинают рыдать, не отчаивайтесь!

GQ
Привычки, которые делают нас несчастными Привычки, которые делают нас несчастными

Каждый наш день включает пару десятков повторяющихся действий. Кто-то называет их привычками, кто-то – ритуалами. Порой они буквально тянут нас назад, мешая добиться успеха. Предприниматель и бизнес-коуч Джонатан Чоу выбрал пять таких привычек. Уверены, хотя бы одну из них вы у себя обнаружите, а главное – узнаете, как с ними распрощаться.

Psychologies
Porsche Panamera Sport Turismo Porsche Panamera Sport Turismo

Немецкий универсал а-ля shooting brake готов впечатлять водителей и пассажиров

Quattroruote
Сладкое слово свобода Сладкое слово свобода

Чтобы избавиться от тяги к сладкому и пяти лишних килограммов, не нужно диет

Vogue
Гордон Хотон: Самоубийство и лимонный сорбет Гордон Хотон: Самоубийство и лимонный сорбет

Отрывок из дилогии Гордона Хотона «Подмастерье. Порученец»

СНОБ
Валдис Пельш:  Рассказывать истории – это мое! Валдис Пельш:  Рассказывать истории – это мое!

О первом парашютном прыжке и о том, чем ему помогает философское образование

Лиза
День учителя День учителя

Алексей Учитель о фото с Натальей Поклонской и о страхе встретить Милонова

Esquire
Образ нерукотворный Образ нерукотворный

Как маленькая технологическая компания успешно конкурирует с гигантами отрасли

Forbes
Алексей Лебедев: Трое в одной лодке Алексей Лебедев: Трое в одной лодке

Все у нас переплелось

Караван историй
Бесконечная победоносная война Бесконечная победоносная война

Российская военная компания в Сирии преследовала две важнейшие цели

СНОБ
Чудеса, да и только? Чудеса, да и только?

Удивительные совпадения и счастливые случайности

Psychologies
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку! Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку!

Интервью с актрисой, снявшейся в детективе «Майор и магия»

Лиза
Недетский выбор Недетский выбор

Какое детское кресло самое правильное?

АвтоМир
Баста Баста

У Василия Вакуленко множество образов, но именно рэпер Баста собрал полный зал

GQ
Тимати Тимати

Компанию Black Star Тимур Юнусов превратил в настоящую империю

GQ
Открыть в приложении