Крестовый поход «АндерСона»: зачем детские кафе воюют с Роспотребнадзором
Основательница сети «АндерСон» Анастасия Татулова хочет взыскать с Роспотребнадзора 7 млн рублей за клевету – именно так предпринимательница интерпретировала сообщение санитарного ведомства об обнаружении в кафе кишечной палочки
Основательница сети детских кафе «АндерСон» Анастасия Татулова никогда не боялась публично отстаивать свои права. Еще в 2017-м предпринимательница боролась с навязчивыми проверками правоохранительных органов, в прошлом году вела хроники войны с рейдерами за одно из помещений в Москве, а в последние недели сосредоточилась на критике устаревших санитарных правил и норм (СанПиН). Причиной этой критики послужила плановая проверка кафе Роспотребнадзором.
25 марта московское управление ведомства отчиталось о предварительных результатах инспекции: сотрудники службы обнаружили нарушения санитарно-эпидемиологических требований в 14-ти из 17 столичных «АндерСонов», а в 15-ти из 25 исследованных образцов блюд они нашли кишечную палочку. Татулова в ответ обвинила Роспотребнадзор в несоблюдении регламентов проверки и фальсификации проб. По ее мнению, исследуемый материал инспекторы подменили из мести за ее принципиальную позицию в отношении СанПиН.
Бывший маркетолог из Электростали и выпускница бизнес-школы Сколково, Татулова развивает проект «АндерСон» с начала 2010-х. Сеть состоит из 50 заведений в Москве, регионах и за рубежом и развивается, в том числе по франшизе. В планах на этот год — открыть еще 15 точек и расширить сбыт кондитерских изделий собственного производства. Выручка юрлица «АндерСона» в 2018-м составила порядка 2 млрд рублей. Forbes разобрался, чем грозит компании конфликт с Роспотребнадзором и почему кейс Татуловой важен для всей индустрии общепита.
Чем грозят «АндерСону» претензии Роспотребнадзора?
За нарушение санитарных правил компании формально грозит административная ответственность. Согласно статье 6.6 КоАП, максимальный штраф для юрлица – 50 000 рублей, для должностного – 10 000 рублей. Кроме того, Роспотребнадзор через суд может потребовать приостановить работу кафе-нарушителей на срок до 90 суток. «В этом случае, помимо финансовых потерь, наиболее существенными для сети детских кафе будут репутационные потери. Все происходящее нанесет серьезный урон посещаемости», — рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Казаков и Партнеры» Дмитрий Казаков.
Татулова уже сталкивалась с подобным давлением со стороны Роспотребнадзора. Еще в 2014-м один из «АндерСонов» закрывался на 90 дней за несоответствие нормам площади кухни и зала. Убытки для бизнеса тогда составили 15 млн рублей, оценивает предпринимательница. Прямо сейчас по требованию санитарного ведомства простаивает другое заведение сети – на Страстном бульваре. 21 марта, еще за несколько дней до публикации пресс-релиза о кишечной палочке, кафе было закрыто на 60 суток из-за отсутствия отдельной канализации. Но это требование невозможно удовлетворить в большинстве московских зданий, сетует Татулова. По ее оценке, ежедневно компания недополучает 100 000 рублей — такова средняя выручка закрытой точки.