«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок»

Караван историйРепортаж

Альбина Мухаметзянова: «Моя жизнь трансформировалась благодаря «ЯРКО»!»

Беседовала Инна Фомина

Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

«У нас не было времени долго раскачиваться — мы заходили в сформированный рынок, где уже были многоуважаемые, известные бренды. Молодой компании всегда сложно конкурировать с мэтрами, поэтому мы приняли решение не становиться студией одного бренда, как было со «Смешариками», «Машей и Медведем», «Фиксиками». Чтобы стать заметными на рынке, нам надо было делать сразу пул проектов, свой для каждой целевой аудитории», — рассказывает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»).

— Альбина, возглавляемая вами компания «ЯРКО» — молодая, на днях ей исполнилось три года. Но ваши проекты уже хорошо знают миллионы детей, которые смотрят мультсериалы «Спорт Тоша», «Команда МАТЧ», «Дракошия», «Улетная доставка», «Тикабо», «Живой гараж», «Шушумагия». А как бы вы представили свою компанию взрослым — нашим читателям?

— «ЯРКО» — это 1275 минут анимации, 335 миллионов онлайн-просмотров, 15 проектов в портфеле компании, семь из которых уже вышли к зрителю. А еще это 120 сотрудников.

— Чем они все занимаются? Рисуют мультики на компьютере?

— Анимация — это специалисты разных профессий. Начну с производства: у нас есть сценаристы, режиссеры, редакторы, шоураннеры — самые главные на конкретном проекте люди «по творчеству», они связывают сценаристов, режиссеров, художников. Есть разные продюсеры — от креативного всей студии до исполнительного и линейного в каждом сериале. Художники тоже разные: одни разрабатывают персонажей, их одежду, другие отрисовывают фоны, третьи — спецэффекты. Благодаря риггерам у анимационного персонажа все суставы двигаются естественно, как в жизни. А аниматоры все это оживляют.

Но мультфильм мало создать, его надо продвинуть. Этим занимаются пиарщики, дизайнеры, бренд-менеджеры — они делают так, чтобы проект был узнаваемым. Есть технический отдел, коммерческий отдел, который осуществляет дистрибуцию нашего контента на онлайн-платформы и телевидение — в России и за ее пределами. А еще лицензионное агентство, юристы, следящие за соблюдением авторского права, бухгалтерия...

— Как все серьезно!

— Да уж, а кажется, мультик — это такой пустячок...

— Вы создали компанию «ЯРКО» с нуля. С детства мечтали работать в анимации?

— Нет, девочкой мечтала стать стюардессой, мне казалось это чем-то волшебным. А когда уже осознанно подходила к выбору профессии, то от родителей унаследовала убеждение, что образование должно быть техническим. В своем родном Санкт-Петербурге поступила учиться на инженера по автоматизации. Однако на третьем курсе поняла, что это не мое. И пошла получать второе высшее образование по специальности «Управление предприятием». Но все равно, получив диплом, не понимала, куда мне идти. На всех предприятиях, которые увидела, мне было... скучно. Я специализировалась на производстве бумаги, поэтому практику проходила на «Гознаке». Там очень красиво, чистенько, но все как-то медленно, скучно, не драйвово!

Тогда я отправилась «в свободное плавание» и устроилась в компанию, которая выпускала мультсериал «Смешарики» (тогда ей не было и трех лет, а в этом году уже исполнится 21 год). Мне глобально повезло: попала к гениальным людям, которые болели своим делом. Я, молодая девчонка, ощутила драйв, увидела горящие глаза коллег! Тогда мы не имели понятия, что «Смешарики» станут великим проектом, мы просто сидели в офисе 24 на 7 и работали, работали, работали. Вообще, когда попадаешь в «медийку», очень сложно из нее уйти. Потому что ты воочию видишь результат своего труда. Не факт, что я всю жизнь буду заниматься именно анимацией, но то, что у меня уже есть зависимость от визуального результата, — это точно.

— На какую должность вас взяли?

— Секретаря, а потом личного помощника руководителя — и это тоже везение. Потому что мне удалось узнать все ветви развития этого бизнеса. И в конце концов я нашла то, что мне нравилось больше всего: продюсирование (я стала одним из первых продюсеров в современной российской анимации). В «Смешариках» совместно с коллегами запустила несколько проектов — «Монсики», «ДиноСити», «Тима и Тома». Одним словом, прошла отличную школу. Когда решила создать собственную компанию, такие процессы, как запуск проекта, выстраивание графика производства, бюджета мне были хорошо понятны.

— Судя по всему, вы многому научились в «Смешариках». А чего вам не хватало?

— В «Смешариках» творческие, административные отделы и «продажники» работали отдельно. Создавая «ЯРКО», я сразу решила, что люди должны постоянно взаимодействовать. У нас в компании есть традиция смотреть новые серии, которые еще не вышли к зрителю. На просмотр приходят сотрудники разных направлений. Мы вместе обсуждаем, что можно улучшить. Это так здорово, когда разные специалисты видят, что делается в других командах, обмениваются идеями. И когда готова пилотная серия (а делается она долго), мы устраиваем мини-праздник с тортиками в виде персонажей сериала: собираем всю команду, чтобы сотрудники общались друг с другом, видели развитие проекта и знали историю его создания. Чтобы мы работали не проектно, а студийно.

Мастер-класс по созданию сериала «Дракошия» в рамках международной  выставки-форума «Россия» на ВДНХ. 2024 год. Фото предоставлено компанией «ЯРКО»

— Альбина, ваша компания создает новую, российскую анимацию. И в советское время выпускалось немало прекрасных мультфильмов. Чем принципиально отличаются российская и советская анимация?

— «Союзмультфильм», который через пару лет отметит свое 90-летие, выпускал потрясающие мультики. Но это была государственная компания, которая полностью дотировалась из бюджета. Поэтому прекрасные художники могли творить, меньше думая о бизнесе. Что тоже классно, но сейчас совсем другое время.

В современных мультиках с их возрастными ограничениями нельзя показать то, что ребенок может повторить себе во вред. Если мальчик или девочка что-то готовят на кухне, рядом должны быть взрослые. А если ребенок на кухне один, то он не должен брать в руки нож, а кашу должен разогреть не на газовой плите, а в СВЧ. И на дерево мультяшный ребенок не должен залезать, он же может упасть и травмироваться. Если для сюжета эти «опасные» действия все-таки необходимы, мы четко показываем, что это все фантазии героя.

— То есть теперь и через высокий забор мультперсонажу нельзя перелезть?!

— Можно, если это не ребенок, а, к примеру, собака, змея или робот. Такие ограничения в детских мультсериалах везде: если ребенок плавает, рядом с ним должны находиться родители, если он едет на велосипеде, на нем должна быть надета каска. Если эти условия не соблюдаются, телеканал или онлайн-платформа не купят такой сериал для показа. Не дай бог, если после просмотра мультика с каким-нибудь ребенком что-нибудь случится, виноваты будем мы, создатели «вредного» контента. Вот и пытаешься маневрировать, чтобы и аудиторию интересной историей привлечь, и контент сделать безопасным...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Адель. Обратный отсчет Адель. Обратный отсчет

Я не создаю музыку для глаз, я создаю музыку для ушей

Караван историй
7 фраз, с помощью которых легко завести друзей в любом возрасте 7 фраз, с помощью которых легко завести друзей в любом возрасте

Фразы, которые помогут завязать разговор с любым незнакомцем

Psychologies
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Инженеры будущего. Ультразвуковая левитация и системы предсказания погоды Инженеры будущего. Ультразвуковая левитация и системы предсказания погоды

Новые инженерные проекты предпрофессиональной подготовки

Наука и техника
«Нецелесообразная» закупка «Нецелесообразная» закупка

Как и почему писатель и поэт Константин Симонов не смог купить автомобиль

Дилетант
Спасите наши души: как появился международный сигнал бедствия SOS Спасите наши души: как появился международный сигнал бедствия SOS

SOS: почему было выбрано такое сочетание букв и как оно стало международным?

ТехИнсайдер
Солнце в бокале Солнце в бокале

Лучшим выбором для романтического ужина будут игристые и красные вина

Лиза
Лодка для моряков Лодка для моряков

Откуда такой большой интерес к траулерной яхте Grand Banks 54?

Y Magazine
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Маруся Климова: «Приятно, когда в тебе увидели смысл жизни» Маруся Климова: «Приятно, когда в тебе увидели смысл жизни»

Маруся Климова недавно вышла замуж и с радостью делится своей историей

Караван историй
Добавим зелень Добавим зелень

Как вырастить полезные травы в домашних условиях

Лиза
Что такое «Пифагоровы штаны» и как египтяне строили пирамиды: 6 вопросов о геометрии, которые мучили вас со школы Что такое «Пифагоровы штаны» и как египтяне строили пирамиды: 6 вопросов о геометрии, которые мучили вас со школы

Об удивительных примерах использования геометрических знаний

ТехИнсайдер
Верю – не верю Верю – не верю

7 мифов о вине, которые раздражают истинных ценителей популярного напитка

Лиза
«Чиназес»: что означает это новое слово в подростковом сленге «Чиназес»: что означает это новое слово в подростковом сленге

Почему сленг для подростков — важная часть построения коммуникации?

Psychologies
The Doors для сглаживания танинов и Дебюсси для усиления свежести. Как музыка меняет вкус вина The Doors для сглаживания танинов и Дебюсси для усиления свежести. Как музыка меняет вкус вина

Почему сомелье предпочитают проводить дегустации в тишине?

СНОБ
Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях Обмен дарами: почему мы так нуждаемся в отношениях

Почему мы нуждаемся друг в друге и как закрепить значимые для нас связи?

Psychologies
Как появилось то, без чего вообще нельзя выходить на улицу: история создания солнцезащитных средств Как появилось то, без чего вообще нельзя выходить на улицу: история создания солнцезащитных средств

Кому же мы обязаны за изобретение незаменимых средств, спасающих от солнца?

ТехИнсайдер
Душа — в теле Душа — в теле

Театр Crave — заведение таинственное, притягательное и необычное

Men Today
Это гордое имя Мандела Это гордое имя Мандела

Как Нельсон Мандела осуществил демонтаж системы апартеида

Дилетант
Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга Любовная телепатия: можем ли мы читать мысли друг друга

Существует ли любовная телепатия?

Psychologies
CRISPR-терапия показала безопасность и частичный эффект при дегенерации сетчатки CRISPR-терапия показала безопасность и частичный эффект при дегенерации сетчатки

Успех клинических испытаний CRISPR-терапии наследственной дегенерации сетчатки

N+1
12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров 12 вещей, которые нельзя вытирать бумажными полотенцами: мнение профессиональных клинеров

Стоят ли бумажные полотенца денег, которые мы за них платим?

VOICE
Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел Почему в самолете при взлете и посадке запрещено опускать спинки кресел

Почему мы не можем приземляться и взлетать с комфортом?

ТехИнсайдер
Как быстро почистить затирку плитки: советы профессиональных клинеров Как быстро почистить затирку плитки: советы профессиональных клинеров

Как быстро почистить затирку плитки и как потом за ней ухаживать?

VOICE
Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике

Фильмы, которые по-новому расскажут о личности Зигмунда Фрейда

Psychologies
Почему некоторые кабриолеты называют спайдерами и при чем тут пауки Почему некоторые кабриолеты называют спайдерами и при чем тут пауки

Слово Spider кажется совершенно неуместным, когда речь заходит об автомобилях

Maxim
Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества

Рассказываем о самых интересных сериалах-фантазиях о ближайшем будущем

Правила жизни
Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж Невеста на вырост: как в Китае похищают девочек, чтобы выдавать их замуж

Что происходит с продажей женщин в Китае и как женщины борются за свободу?

Forbes
«Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью «Следствие насилия»: 4 шага, чтобы справиться с угодливостью

Как перестать угождать всем?

Psychologies
Как Жермен Грир стала влиятельной фигурой феминизма и объектом для критики Как Жермен Грир стала влиятельной фигурой феминизма и объектом для критики

Жермен Грир — важная фигура феминистской мысли

Forbes
Открыть в приложении