Найди в себе ген директора
Пройди тест и узнай, какой из тебя получится босс. А если ты уже босс, тем более пройди: надо же как-то скоротать время, пока подчиненные работают.
Секретов делового успеха, тактик безукоризненного предпринимательства и прочих десяти шагов звезд бизнеса – великое множество. И некоторые из них даже не столь бесполезны, как может показаться на первый взгляд. Искусство управления людьми – очень старая игрушка нашего высокосоциального вида; это, конечно, не шахматы, но тоже интересно. Последние пару десятков лет социологи, изучающие поведение масс и групп, получили новый великолепный тренажер, изучая, как складываются и взаимодействуют кланы и альянсы в онлайн-играх. Как возникают лидеры и аутсайдеры, как коллективы функционируют в состоянии стресса или безопасности, что побуждает к сотрудничеству – теперь опыты на эту тему можно ставить на игроках не хуже, чем на мушках-дрозофилах. Нижеследующий тест, основательно проверяющий твои командирские качества, составлен по материалам из книги «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду», которая была написана Митчелом Уэйдом и Джоном Беком – основателями бизнес-консалтинговой компании North Star, занимавшейся подобными исследованиями.
1
Два твоих вполне хороших сотрудника насмерть поссорились. Не поделили леденец на палочке, или у них возникло еще какое-то серьезное противоречие. Один из них выставил тебе условие: «Или он, или я! Если этот гад останется в компании, то я увольняюсь!» Твои действия?
А Уволю того, кто выдвигает ультиматум, даже если он в целом прав в конфликте. Я не потерплю шантажа.
Б Сядем разбираться, кто виноват в конфликте. Уволю наиболее виновного.
В Уволю менее ценного из них.
Г Приложу все усилия, чтобы их помирить.
Д Если меня оба сотрудника в целом устраивают, то тот, кто хочет уволиться, пусть увольняется. Не хочет – не увольняется. Взрослые люди сами разберутся в своих проблемах, я им тут не нянечка в детском саду.
Е Наору на обоих так, что они уйдут из моего кабинета плача и держась за руки.
Ответ
А. +1 БАЛЛ. Требование немедленно лишить коллегу заработка, положения в обществе, друзей и привычного образа жизни – это очень резкий поступок. Шантажировать начальство – тоже упражнение не для начинающих. Человек, который на это способен, вообще вряд ли улучшает атмосферу в коллективе, даже если он неплохой специалист. Так что решение избавиться от него – не самое плохое из возможных.
Б. +0 БАЛЛОВ. Будет потрачено время и потерян сотрудник. Причем совершенно не факт, что разбирательство получится корректным, так что второй тоже может остаться обиженным, а у остального коллектива возникнут сомнения в твоей справедливости.
В. +1 БАЛЛ. С одной стороны, ты лишился сотрудника, с другой – раз уж они конфликтуют, то дело из-за этого так или иначе будет страдать. Зато оставшийся почувствует, что ты на его стороне.
Г. +1 БАЛЛ. Людям на работе должно быть если и не хорошо, то спокойно. Твоя готовность вникать в конфликты и искать компромиссы будет хорошо воспринята коллективом. Но кое-как заштопанные конфликты, к сожалению, часто не прекращаются, а превращаются в тлеющий костерок, который будет вспыхивать в самое неподходящее время.
Д. +2 БАЛЛА. Неавторитарный стиль управления, оставляющий за каждым сотрудником свободу действий в широком смысле, не так часто приводит к хаосу, как может показаться. Особенно если уже при найме сотрудников ты делал ставку на самых самостоятельных и свободолюбивых граждан.
Е. +2 БАЛЛА. Известно, что ничто так не сплачивает коллектив, как наличие общего врага. И многие талантливые руководители не стесняются играть эту роль. Особенно хорошо это работает, если начальник не только чудовище, но еще и профессионал высокого класса. Для самых сильных классов в частных школах, например, любят набирать именно таких монстров-учителей: они дают наилучший коэффициент успеваемости класса в целом и каждого отдельного ученика.
2
Ты недоволен тем, что достаточно важный для компании деловой партнер, формально выполнив условия сделки, допустил неприятные недочеты, на которые, однако, можно махнуть рукой. Как ты поступишь?
А Буду до последнего требовать устранения недочетов и использую для этого все рычаги давления. Пусть исправят то, что смогут и успеют.
Б Партнер реально важный? Ну ладно, спустим на тормозах, в другой раз будем обговаривать все детальнее.
В Сделку признаю завершенной, но напишу письмо, в котором перечислю все пункты, которые меня не устроили. Пусть знают, что они облажались, а я пошел им навстречу.
Г В следующий раз и мы можем напортачить. Свои люди, сочтемся.
Д Проглочу эту пилюлю, но больше никаких контактов с этим партнером. Я не работаю с ненадежными людьми.
Е Буду считать сделку несостоявшейся и разорву договор.
Ответ
А. +2 БАЛЛА. Это нормальный деловой подход. Ведь иногда лучше потерять какое-то время и некоторую долю взаимной симпатии, но при этом продемонстрировать свою внимательность к деталям и то, что с тобой нужно работать ответственнее.
Б. +1 БАЛЛ. Хорошие отношения – это замечательно, но, когда в следующий раз ты ужесточишь требования, все решат, что ты слишком напорист и у тебя слишком быстро растут аппетиты.
В. +0 БАЛЛОВ. Мало того, что с таким подходом ты остаешься при этих недочетах, так еще портишь отношения претензиями и недовольством. Проигрыш и там и там.
Г. +2 БАЛЛА.