Как управлять неизвестностью. Почему долгосрочное планирование в бизнесе больше не работает
«Будешь плохо учиться — не поступишь в университет», «не получишь высшее образование — не найдешь работу» — эти шаблоны долгосрочного планирования закладывают в нас с детства. Но они часто не работают. Будущий инженер становится продавцом, а заядлый двоечник — бизнесменом. Андрей Заутер, партнер компании — стратегического консультанта Strategy Partners, рассказывает, почему долгосрочное планирование бесполезно, как вести дела в условиях неопределенности и зачем бизнесу доска для серфинга.
Привычка загадывать на много лет вперед в нас заложена исторически. В СССР была плановая экономика — довольно примитивная и при этом неповоротливая. Технологии развивались так медленно, что стратегический цикл компаний составлял 20–25 лет, а кто-то вообще планировал на 50 лет вперед. Наши родители всю жизнь трудились на одном предприятии, и даже смена работы, не то что профессии, казалась чем-то из ряда вон выходящим. Меня, например, с детства готовили к карьере врача, только потому что мама и дядя были врачами. Я даже поверил в эту идею и получил медицинское образование. Врачом, правда, не стал и пошел учиться снова — на финансиста. Этим лишний раз доказал, что проект с жестким планом на 20–30 лет обречен на провал.
Из-за глобализации и скорости развития технологий такой горизонт планирования теперь невозможен ни в личной жизни, ни в бизнесе. За последние 70 лет продолжительность жизни стратегических моделей компаний сократилась в три раза. Промышленные гиганты, которые еще недавно возглавляли рейтинги самых дорогих компаний, уступили место технологическим корпорациям, главный актив которых — интеллектуальная собственность.