Как Трэвис Скотт стал самой продающей звездой пандемической эпохи
Автор одного из главных рэп-альбомов последних лет Трэвис Скотт стал первым музыкантом, представившим коллаборацию с Dior Men. «РБК Стиль» рассказывает о творческом пути автора «Astroworld», неразрывно связанном с обретением маркетинговой силы
«Однажды я поработаю с Jay-Z», — сказал своей школьной подруге мальчишка из Миссури Жак Берман Уэбстер, сегодня более известный как Трэвис Скотт. Псевдоним сложился из имени и приятельского прозвища его дяди-гитариста, «самого крутого темнокожего парня» из всех, кого он знал. Помимо дяди, в семье Скотта музицировал отец, оставивший ради карьеры барабанщика собственный бизнес, а также дедушка, который, увидев преемственный интерес внука к игре на ударных, настоял на том, чтобы он сперва получил образование.
Внук пытался: поступил в Техасский университет в Сан-Антонио и честно посещал занятия в течение двух лет. А затем взял деньги, выделенные на его обучение родителями, и купил на них билет до Нью-Йорка. Это особенно расстроило мать Скотта, которая тянула на себе семью, работая в магазине по продаже телефонов AT&T вопреки инвалидности (в разговоре с Rolling Stone рэпер рассказывал, что она всегда передвигалась на костылях). Ванда Уэбстер не разговаривала с сыном несколько месяцев, но все же сменила гнев на милость. «Он сказал, что добьется успеха», — вспоминала она в документальном фильме о Трэвисе Скотте, вышедшем на Netflix в 2019 году под символическим названием «Смотри, мама, я умею летать».
В Нью-Йорке Скотт ночевал на кушетках и в машинах приятелей из Миссури, а по утрам рассылал свои биты и треки продюсерам, едва ли не терроризируя их в социальных сетях. «Он часто писал мне в личные сообщения в Twitter», — говорил GQ Майк Дин, в разное время сотрудничавший с Мадонной, Бейонсе, The Weeknd и Фрэнком Оушеном. Дин подчеркивал, что был ошеломлен самостоятельностью парня в процессе написания музыки от и до, а музыкальный менеджер Энтони Килхоффер отмечал его «сверхвысокий уровень интеллекта». Вскоре Скотт уже работал в продюсерском центре GOOD Music, где помогал в создании альбомов «Yeezus» Канье Уэста и «Magna Carta Holy Grail» Jay-Z (да), однако не переставал думать о старте сольной карьеры.
То, что происходило дальше, отлично описывает сцена из нетфликского фильма, в которой Скотт смотрит видео со своего выступления в 2014 году и удивляется: «Чувак, сколько там было человек? Пятнадцать?» На фестивале Coachella, куда спустя три года автора двух сольных альбомов пригласили в качестве хедлайнера, аудитория насчитывала уже 250 тыс. человек, а на Super Bowl Halftime Show, где он исполнил трек со своей третьей и пока главной пластинки «Astroworld» (первое место в чарте Billboard, две номинации на «Грэмми», платиновый статус), количество зрителей трансляции превысило 98 млн.
Несмотря на то что критики обвиняли Скотта в отсутствии оригинальности в музыке («слишком похож на Канье Уэста и Кида Кади») и знаковых черт в личном стиле («нет обаяния A$AP Rocky и изящной причудливости Фаррелла Уильямса»), ему все же удалось сформировать вокруг себя комьюнити, которое качало руками в такт его музыке, а затем протягивало их к продукции, которую он выпускал. Кукурузные хлопья? Конечно! Игрушечная машинка? Берем! Имя Трэвиса Скотта приобрело такую же маркетинговую силу, как логотип Supreme: достаточно было разместить его на упаковке, как товар прибавлял в ценности и цене.