«Спрос на российский север намного выше, чем на юг»: в какую сторону движется мировой яхтенный рынок
Основатель и CEO компании Imperial Yachts Евгений Кочман объясняет, откуда взялся тренд на экспедиционные суда, способные выдержать испытание российским севером, и как суперъяхты становятся экологичнее с каждым годом
-Вы уже более 20 лет занимаетесь яхтами. Как изменился этот рынок и ваши клиенты за эти годы?
— Мир очень изменился за эти 20 лет, и наш бизнес вместе с ним. Во-первых, заказчик стал более требовательным, он точно знает, что ему нужно. Растет уровень сервиса, а соответственно, и количество членов экипажа на борту. Если сравните яхты, которые были построены 20 лет тому назад, и современные, то увидите абсолютно разную логистику помещений. Сейчас клиенты отдают большие площади на яхтах под спа-центры, спортивные залы, пляжные клубы, летние кухни и большее количество кают. За последние годы очень снизился уровень шумов и вибраций на яхтах.
— Кто основные покупатели яхт сегодня?
Если мы говорим о яхтах длиной 100 м и более, то это заказчики из России, Украины и Казахстана, где за те же 20 лет судовладельцев стало гораздо больше. Также это покупатели из Америки и с Ближнего Востока. Активно развивается Азиатский регион, там уже совершаются сделки более чем за $100 млн, но пока на вторичном рынке. Как правило, клиенты из России, Украины и Казахстана, а также с Ближнего Востока самые требовательные, они всегда хотят самое лучшее за минимальные средства. Это очень прогрессивные, увлекающиеся, я бы даже сказал, уникальные покупатели, которые смогли заработать состояние в достаточно тяжелых реалиях за короткое время, если сравнить их с американцами или европейцами. Это гениальные люди, которые четко знают, чего они хотят.
— И чего они хотят?
— Основное — это технические характеристики, непосредственно влияющие на качество жизни на борту, в первую очередь отсутствие вибраций и шумов. Во вторую — большое количество кают для сопровождающих лиц и персонала, большой фитнес-центр, пляжный клуб и спа. Третий важный момент — это автономность яхты. Стометровая яхта может в ноябре уйти на зимний сезон с европейской верфи и, не заходя в порты, вернуться уже только в мае. Также заказчики яхт более 100 м хотят быть мобильными, поэтому запрашивают лодку с вертолетной площадкой и большими тендерами.