Колеса судьбы: почему все говорят об электросамокатах и что с ними не так
Они сбивают, они калечат, даже убивают. Их пытаются ограничить и даже полностью запретить, но все равно их становится больше — Esquire рассказывает о самых дорогих и опасных электросамокатах и о том, что с ними собираются сделать.
“12 июня мэр Кисловодска Александр Курбатов введен в искусственную кому после падения с электросамоката”, “В Уфе госпитализирован 84-летний пенсионер, сбитый самокатчиком” — последние новости о новейших средствах передвижения читаются как военные сводки.
Быть или не быть электросамокатам — один из главных вопросов этого лета. Он в очередной раз доказывает, что любое достижение прогресса имеет обратную сторону.
Агрегаторы такси вроде «Яндекса» или «Убера» недавно считались манной небесной, а сейчас подвергаются жесткой критике за монополизм и непрозрачные алгоритмы. С электрическим колесным транспортом дело обстоит похоже — сначала бешеная популярность, затем охота на «банды самокатчиков» и предложения госструктур серьезно ограничить использование новых видов техники. Причины тому самые серьезные.
Спорткар на двух колесах
Все новое — хорошо забытое старое. «Моторные самокаты» были изобретены более ста лет назад. Даже американские почтальоны одно время ездили на самокатах фирмы Autoped 1915 года выпуска. Довольно громоздкие по нынешним временам, они стоили около ста долларов, что было по тем временам большой суммой.
Постепенно самокаты на электрической тяге потеряли популярность, теснимые с одной стороны велосипедами, с другой — мотоциклами. Однако несколько лет назад они были «переизобретены» заново.
Современная урбанистическая среда, с ее загазованностью и бесконечными дорожными пробками, породила тренд на экологичность и микромобильность. Самокат вроде бы не относится к городскому транспорту, но позволяет резко ускориться и добраться до нужной точки по альтернативным венам мегаполиса — тротуарам.
Большую роль в их популяризации сыграла относительная дешевизна — цена массовых моделей редко поднимается выше $500. Еще более удешевили и упростили самокатные поездки сервисы аренды (кикшеринги). Они же добавили проблем: прокатные самокаты бросают где попало, а водят еще хуже.
Впрочем, VIP-модели скутеров оказались еще опаснее — на цену самоката сильно влияет размер аккумулятора, мощность мотора и достигаемая скорость. Если недорогие модели Xiaomi (ими пользуется крупнейший прокатчик Whoosh) без электронного ограничения могут разогнаться до 25 км/ч, то элитный Kaabo Mantis легко развивает 65 км/ч.
Главный конкурент Kaabo — электросамокаты тяжелого класса фирмы Dualtron. Их модели выглядят как обычные самокаты но способны развивать чудовищную для такой техники скорость 80 км/ч. Это фактически спорткар данной отрасли — цены начинаются от 100 тысяч рублей и легко доходят до цены недорогого мотоцикла.