10 толстых романов, на которые можно потратить летние вечера и не пожалеть
Главный редактор книжного аудиосервиса Storytel Анастасия Завозова выбрала для вас десять толстых романов, которые стоит прочитать этим летом, — от безусловной классики до самых интересных новинок. А «Тинькофф», с которым мы вместе делали эту подборку, разыграет среди книголюбов призы и подарит большой кешбэк на книги и развлечения.
Томас Манн, «Будденброки» (пер. Н. Ман), 704 страницы
Сюжет в одном предложении: одна семья совершенно заканчивается вместе с девятнадцатым веком.
В этом романе сохранилась старинная, сусальная имперская пышность, которая значительно укрупняется в переводе, где привольно расставлены уже покрытые значительным слоем прошлого слова вроде «муругой» и «табльдота». И сам этот роман в условиях нынешнего фрагментарного, бесконечно ускоряющегося потока времени может при первом подходе к нему показаться избыточно старинным и, возможно, даже скучным. А между тем это удивительно легкий и летний роман, огромная солидная плотность которого напоминает жаркий летний день — на даче или на взморье — вроде тех счастливых дней, что проживает юная Тони Будденброк перед тем, как ее счастье окончится навсегда. «Будденброки» — это напряженно выстроенная драма об угасании общего, бывшего времени в границах одной семьи, солидное мраморное надгробие цельному и медленному девятнадцатому веку, пока-пока цикличной бюргерской культуре — и попросту история о том, что бывает, когда у тебя есть семья и эта семья тебя ест.
Чжан Юэжань, «Кокон» (пер. А. Перловой), 544 страницы
Сюжет в одном предложении: мужчина и женщина случайно встречаются после долгой разлуки и вспоминают отформатировавшее их совместное детство, в котором нашлось место и семейной вражде, и роковым тайнам.
Во многом красотой и какой-то совершенно ошеломительной нормальностью роман обязан как раз своему размеру. Это история, которая не пренебрегает романным пространством, а, напротив, осваивает его — щедро, неторопливо и плотно, в духе классической русской или английской литературы, никогда не упускавшей возможности остановиться посреди сюжета, чтобы дотошно описать меблировку комнат или долгое движение чувств в отдельно взятом человеке. «Кокон» — с его явными любовными отсылками к «Анне Карениной» и диккенсовским «Большим надеждам» — это роман и о детстве, в котором время течет дольше и заметнее, и о неожиданно понятном нам Китае, выросшем из клетчатых челночных сумок девяностых, и о том, как можно обменять свою жизнь на чужую, совершенно того не заметив. И все это множество тем, людей, образов и историй сосуществует в «Коконе» совершенно без давки именно потому, что этот роман может позволить себе долгие остановки, чтобы детально описать магазинчик у дома, сундуки в бабкиной комнате, детские игры с дедушкой-растением, изобретение устройства для связи с душой, ночи на лестнице в ожидании чужого тепла, запах чеснока и лука, поезд Москва — Пекин и вкус лакричных карамелек. Это современный роман, выстроенный так, будто никакой современности не существует, а есть только одна вечность.
Татьяна Замировская, «Смерти.net», 576 страниц
Сюжет в одном предложении: в "интернете для мертвых" цифровые дубликаты покойников (и непокойников) пытаются пробиться к живым, используя вместо VPN вещи и коллективную память.
Чем хороша проза Замировской, так это сдержанностью. У современной русской прозы есть слабость к долгим цепочкам прилагательных, которые, кажется, самозарождаются в тексте, едва писателю стоит решить, что он писатель. Здесь же прилагательные появляются дозированно и в редкие моменты, когда сюжет романа — надо сказать, откровенно увлекательный — вдруг съезжает в лирические, но очень точные эссе о природе памяти. «Смерти.net» — это, конечно, роман о памяти, о том, как мы помним мир, оставшийся за пределами нашей жизни, сохранившийся только в цифровом формате, и о том, как мы теперь волей-неволей существуем, и в том числе в виде текста, который будет нам вечным надгробием, третьей рукой и пятой ногой, упрямо остающейся от нас после смерти.