Как сформировать у ребенка правильные финансовые привычки
В каком возрасте ребенка можно знакомить с деньгами? В какой форме это лучше делать? Как поступить, если отпрыск сам хочет заработать, но при этом слишком мал? Можно ли давать деньги за хорошие отметки и чем оплата отличается от награды? С этими и другими вопросами помогает разобраться психодраматерапевт, детский аналитический психолог Лариса Могунова.
Мир денег и всего, что с ними связано, привлекает детей еще в дошкольном возрасте: они играют в магазин или кафе, разыгрывают семейные сценки, обмениваются своими богатствами — наклейками, фигурками... Поскольку финансовые вопросы — значимая часть жизни, то знакомство с ними происходит непроизвольно.
Отношение к деньгам в семье
Дети чувствуют, как к деньгам относятся в семье. Например, мама и папа планируют бюджет, распределяют расходы, расставляют приоритеты — все это формирует отношение к деньгам как к ресурсу, истощаемому, но восполняемому.
Бывает и по-другому. Родители скандалят по поводу денег, а значит, финансы становятся территорией борьбы за власть или за любовь. Ребенок считывает это отношение неосознанно, и у него возникает чувство, что деньги представляют собой нечто ценное. То, что может служить источником беспокойства, а иногда и страха за будущее.
Если же родитель упрекает отпрыска, что тот обходится ему слишком дорого, ребенок может испытывать чувство вины. И тогда деньги превращаются в нечто плохое, то, о чем тягостно думать. На восприятие денег может влиять отношение в семье не только к финансам, но к любым ресурсам — вниманию, любви, времени, помощи.
Получая все это от родителей в достаточном объеме, ребенок и дальше будет ощущать богатство и полноту мира. Если его чувства и идеи важны для близких, то у него возникает осознание собственной ценности, способности к творчеству и работе, а значит, и к получению достойной оплаты в будущем.
Как учить обращаться с деньгами
Знакомство с деньгами и само понимание обмена товаров и услуг на деньги возможно только тогда, когда созреет мышление ребенка. Когда сформируются функции соотнесения (количество денег и количество товара) и начальное абстрагирование (деньги как эквивалент чего-либо), а также навыки счета. Обычно это происходит в начальной школе, но все зависит от конкретного ребенка.