Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц
Почему неопоп — это наиболее искренняя форма популярной музыки, причем здесь соцсети и что связывает российских инди-исполнителей с Билли Айлиш, рассуждает журналист Михаэль Агафонов
Говоря о неопоп-музыке, сразу нужно уточнить, что это понятие весьма условно. Вспоминая песню «Мой рок-н-ролл» Би-2, можно сказать, что «это не цель и даже не средство». Скорее философия. В российских СМИ о, простите, «неопопе» активно заговорили в 2018-2019 годах. Тогда стало ясно, что сформировалась целая каста независимых артистов, играющих и выпускающих русскоязычную поп-музыку совершенно по новым правилам. Лучшие из них каждую неделю попадают в плейлист Spotify «Неопоп».
Но чтобы оценить масштаб перемен, стоит вернуться на пару-тройку десятилетий назад.
На заре перестройки редко говорили о «поп-музыке». Куда чаще звучало слово «попса», обидное, но честное. В стране тогда не «писали поп-музыку», а «делали попсу». Тиражировали, штамповали, впаривали. Это была эпоха продюсерских проектов, где личность поп-артиста была делом десятым (с рок-музыкой все было иначе). Hi-Fi и калейдоскоп вокалисток «Миража» пели чужими голосами, у команды «Стрелки» было несколько одновременно гастролирующих составов, а о группе «ВИА Гра» мы и вовсе помолчим. При таком раскладе записывать действительно авторскую поп-музыку было в принципе невозможно. Это точно не делает хиты 90-х хуже или лучше современных песен. Просто у них совершенно другая ДНК.
На Западе в 90-х подход к коммерческой поп-музыке был уже более разнообразным. С одной стороны, были такие же продюсерские проекты, вроде Backstreet Boys. С другой, хорошо продавались и авторы-исполнители, которые вроде бы сами себя сделали и олицетворяли альтернативную поп-сцену (Аланис Мориссетт, Jewel). И они в какой-то момент все равно начинали работать в системе «контракт — лейбл — MTV». Не факт, что таким артистам это нравилось, но интернета тогда не было и без поддержки «свыше» о музыкантах бы