Какие редкости хранятся в маленьком городке Ирбит

Культура.РФКультура

Как полотна Рубенса, Ван Дейка и Йорданса оказались в маленьком уральском городе

Автор: Мария Кузьмина

0:00 /
834.433

В 1976 году в молодой Ирбитский ГМИИ из Эрмитажа и Государственного музея изобразительного искусства им. Пушкина передали коллекцию живописи и графики. В пустой провинциальный музей попали 11 картин и несколько сотен оттисков и рисунков, среди которых случайно оказались картины Рубенса и Ван Дейка. Их предстояло очистить и починить, а для многих — установить авторство. Портал «Культура.РФ» рассказывает о том, какие редкости хранятся в маленьком уральском городе.

Две инфанты Антониса ван Дейка

В 1627 году фламандский художник Антонис ван Дейк вернулся из Италии в родной город Антверпен. Он был уже известным в Европе портретистом и мастером гравюры, поэтому вдовствующая эрцгерцогиня Южных Нидерландов Изабелла Клара Евгения, испанская принцесса-инфанта, заказала ему парадный портрет.

Эту работу Ван Дейк сделал на основе живописного эскиза своего учителя Питера Пауля Рубенса, который тот написал в 1625 году. На нем эрцгерцогиня изображена сильной, суровой женщиной в строгой монашеской одежде — черной тунике. Этот образ отражал действительность: после смерти своего мужа, эрцгерцога Альбрехта, Изабелла в знак скорби ушла во францисканский орден святой Клары, хоть и не оставила власти.

Первый портрет Ван Дейк закончил в 1627 году. Он так понравился Изабелле, что она предложила мастеру место придворного художника и наградила его золотой цепью стоимостью в 750 гульденов — тогда это был трехлетний заработок хорошего плотника. Ван Дейк принялся писать вариации и копии «Портрета инфанты Изабеллы». Дипломатические миссии Изабеллы и испанского двора часто дарили их другой стороне во время переговоров. В только что открытой мастерской Ван Дейку помогали ученики: они делали основу, но завершающие штрихи мастер всегда наносил сам.

Исследователям удалось установить, что подлинных портретов инфанты Изабеллы с небольшими изменениями, к которым приложил руку Ван Дейк, было больше десятка. Оригиналы сегодня можно увидеть в Музее истории искусств в Вене, в коллекции Национального музея в Ливерпуле, в Савойской галерее в Турине.

В коллекции Эрмитажа хранилось два портрета инфанты Изабеллы. Один из них — поколенный — был в плохом состоянии: покрыт многолетним слоем грязи и некачественного лака. Петербургские специалисты приняли эту картину за копию, сделанную неизвестным мастером в XVIII веке с мюнхенского оригинала, и отправили в запасники. В 1976 году портрет попал в Ирбитский музей вместе с другими подаренными полотнами.

В 1990-х годах Ирбитский музей отреставрировал картину. Оказалось, что портрет подлинный — как минимум завершал его лично Ван Дейк в 1628 году. Определить это помог в том числе и сургучный штемпель, проставленный на обороте подрамника. Исследователи предполагают, что картина принадлежала послу Великобритании в Венеции барону Джозефу Смиту, английскому коллекционеру и меценату. Сегодня «Портрет инфанты Изабеллы» находится в постоянной экспозиции музея.

Живые глаза Марии Магдалины: подлинник Рубенса

Мария Магдалина и ее раскаяние — популярная тема в западноевропейском изобразительном искусстве. В отличие от православной традиции, в которой Магдалина — это жена-мироносица, в католическом образе смешались два персонажа священных текстов: безымянная блудница, омывшая ноги Христа миром и отершая их своими волосами, и евангельская Мария, сестра благочестивой Марфы и воскрешенного Лазаря. Так в католичестве появился сюжет, где блудница Мария Магдалина встретилась с Христом и раскаялась, оставила свое занятие и последовала за ним. Этот образ закрепился в западных гравюрах и полотнах на религиозные темы.

Свою версию сюжета Питер Пауль Рубенс написал в 1618–1620 годах. Сегодня картина «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» хранится в галерее венского Музея истории искусств, куда она попала в 1786 году.

Но существует еще одна «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картины отличаются некоторыми деталями: у изображенных женщин по-разному написаны лица и волосы, на венской картине больше драгоценностей в сундучке и больше заднего плана, а красное покрывало выполнено менее детально.

«Кающуюся Магдалину» обнаружили только в конце XIX века. Где скрывалось почти двухметровое полотно раньше — пока установить не удалось. До 1917 года эта картина хранилась у известного хирурга Александра Якобсона. После Февральской революции и Гражданской войны полотно отправилось в торговую контору «Антиквариат», которую создали специально для продажи предметов искусства за границу. Его не успели продать, и в 1931 году картина попала в Эрмитаж. В Петербурге полотно приняли за копию картины Рубенса, несмотря на разницу в деталях, которую обычно не позволяли себе простые копиисты. «Кающаяся Мария Магдалина» отправилась в запасники на 45 лет. В 1976 году картина в числе других подаренных работ оказалась в Ирбитском художественном музее.

В 2012 году полотно отправили на реставрацию. Расчистив лицо Магдалины, специалисты увидели, что под несколькими слоями грязного лака скрывается подлинник работы Рубенса: когда Рубенс писал веки, он накладывал слой красной краски и по нему сверху писал тонким, полупрозрачным, телесным лессировочным слоем. Благодаря такой технике веки выглядели живыми и напряженными.

Исследовав краски, холст и грунт, специалисты подтвердили, что картина вышла из мастерской фламандца в XVII веке. Также удалось установить, что над ней работали и ученики Рубенса — Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс. Первый написал юбку Магдалины и лицо ее сестры Марфы, второй — скрещенные на животе руки, фигуру и одежду Марфы. Предполагают, что ирбитскую «Магдалину» Рубенс, Ван Дейк и Йорданс создали за год до венской.

Потерянный живописный эскиз Рубенса

В 1602 году художник Питер Пауль Рубенс написал масштабное полотно «Оплакивание Христа. Положение во гроб». В картине размером 180 на 137 сантиметров он объединил два христианских сюжета — Богоматерь, оплакивающую погибшего сына, и Положение Иисуса во гроб. Бледная Дева Мария в слезах смотрит в грозовое небо, поддерживая тело сына; возле нее Иосиф Аримафейский и плачущая Мария Магдалина. Евангелист Иоанн, любимый ученик Христа, пытается утешить Деву. Сегодня полотно выставлено в зале «Юпитера и Антиопы» в римской галерее Боргезе — вместе с произведениями Караваджо, Тициана, Рафаэля, Пармиджано и других художников.

Прежде чем приступить к работе, серьезные живописцы обычно писали маленькие эскизы-образцы, которые они показывали заказчикам. Такой эскиз к «Оплакиванию Христа» Рубенс создал в 1601 году. Небольшая картина — 36 на 46 сантиметров — написана на деревянной доске. Рубенс использовал технику гризайль, в которой изображение выполняется в тоновых градациях сепии, добавил немного цвета и закрепил эскиз лаком. Этот эскиз был утерян более чем на 300 лет.

Картина объявилась после революции 1917 года, когда в России началась масштабная национализация дворянских владений. В Москве произведение изъяли вместе с остальной коллекцией предпринимателя Бориса Мандля. Спустя несколько лет, когда картину не смогли продать через торговую контору «Антиквариат» на запад, «Оплакивание Христа» оказалось в Эрмитаже. Специалисты посчитали подлинный эскиз Рубенса копией и убрали в запасники, а в 1976 году передали в Ирбитский музей.

В 2016 году «Оплакивание Христа» отправили в лабораторию экспертизы и реставрации Уральского государственного университета. Специалисты провели макросъемку, посмотрели на картину в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре, сделали послойную рентгенографию и спектрометрию. Последняя показала, что в красках есть олово, свинец, сурьма, мышьяк и медь, компоненты, характерные для XVII века. А под красочным слоем обнаружился подмалевок — подготовительный набросок, выполненный самим Рубенсом на меловом грунте. Летом 2019-го эксперты Эрмитажа подтвердили подлинность картины.

Одни из самых масштабных европейских гравюр

В 1976 году ГМИИ им. Пушкина передал в Ирбитский музей более 500 листов графики и оригинальных рисунков, многие из них нуждались в реставрации. Они были настолько в плохом состоянии, что едва удавалось рассмотреть рисунок.

Среди листов оказались одни из самых больших европейских гравюр — «Поругание Христа» Франсуа Ланго и «Тайная вечеря» Поля Дево, сделанные с живописных оригиналов Антониса ван Дейка и Рубенса. Французские граверы Ланго и Дево работали примерно в 1660–1670 годах в одной мастерской — их учителем был Пьер Ландри, который и заказал гравюры.

«Поругание Христа» Франсуа Ланго — это графическая интерпретация живописного полотна Ван Дейка «Коронование терновым венцом». Оригинал погиб в 1945 году во время бомбардировки Берлина. Офорт поступил в Ирбит в плохом состоянии — девять листов покрывали грязь и черная плесень. Во время реставрации выяснилось, что на стыковочных кромках и оборотах листов нет следов клея. Это означало, что с тех пор, как печатники сделали оттиски, никто не собирал листы воедино. Реставраторы работали над «Поруганием Христа» почти два с половиной года и смогли восстановить его. Впервые гравюру выставили в 1992 году. В мире известны только два экземпляра этого офорта — один размещен в художественном музее испанского города Касереса, второй хранится в частном собрании в Германии.

Гравюру нельзя назвать точной копией Ван Дейка: Ланго внес в композицию несколько существенных изменений. Он повернул Христа лицом к зрителю и добавил сияние вокруг головы — так персонаж кажется отстраненным от боли, унижений и эмоций других героев. На гравюре изображены семь мучителей вместо пяти, нет двух зевак за решеткой претория и лающей собаки.

Автор второй масштабной гравюры, Поль Дево, создавал графический вариант «Тайной вечери» с живописного оригинала Питера Пауля Рубенса. Картина сегодня хранится в миланской Галерее Брера.

В основе сюжета офорта — тайная трапеза Иисуса Христа и его апостолов. Но, в отличие от Ланго, Дево не стал вносить существенных изменений в композицию Рубенса. Он разместил апостола Иоанна по правую руку от Христа, а лежащую под столом собаку заменил на кувшин. Особенность картины Рубенса и гравюры Дево в том, что Иуда — единственный из персонажей, кто смотрит не на Христа, а на зрителя.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Даже если вам немного за 30 Даже если вам немного за 30

Как построить отношения и найти свою половинку в зрелом возрасте

Psychologies
Почему PlayStation 5 не поразила нас до глубины души, как мы этого ожидали Почему PlayStation 5 не поразила нас до глубины души, как мы этого ожидали

Совсем скоро игровой процесс изменится кардинально

GQ
Ади Ади

Ади наливает воду в металлический таз, ополаскивает руки, берет заготовку глины…

Seasons of life
Ликбез для всех студентов: как правильно читать научные статьи Ликбез для всех студентов: как правильно читать научные статьи

Работа с научными источниками — это навыки, которые обходят учебные программы

Популярная механика
Петр Авен и его каталоги Петр Авен и его каталоги

Интервью банкира и коллекционера

СНОБ
Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России Низкие налоги, круглосуточные магазины и все опаздывают: почему иностранцам нравится работать в России

Почему не стоит забывать о том, что Россия — страна карьерных возможностей

Forbes
5 костюмов Музея Большого театра 5 костюмов Музея Большого театра

Пять историй о сценических костюмах легендарных артистов

Культура.РФ
Чтение: «Импровизаторы» Елены Соковениной — отличная подростковая книга про дружбу и приключения Чтение: «Импровизаторы» Елены Соковениной — отличная подростковая книга про дружбу и приключения

Отрывок из «Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар» о настоящей дружбе

Esquire
«Я шел к этому двадцать лет» «Я шел к этому двадцать лет»

Актер Максим Лагашкин о любимых ролях и о том, как ему удается всё успевать

OK!
Древних индейцев уличили в курении сумаха Древних индейцев уличили в курении сумаха

Использование тонизирующих растений — важная часть культуры коренных американцев

N+1
Правила жизни Мэрил Стрип Правила жизни Мэрил Стрип

Актриса, Солсбери, штат Коннектикут, 71 год

Esquire
Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река» Отрывок из книги Лиз Мур «Алая река»

Первые главы дебютного романа американской писательницы Лиз Мур «Алая река»

СНОБ
Как модный бренд Blindness противостоит стереотипам о классической маскулинности Как модный бренд Blindness противостоит стереотипам о классической маскулинности

Blindness — самый прогрессивный и многообещающий корейский бренд

GQ
Почему дело против Навального не пойдет на пользу власти Почему дело против Навального не пойдет на пользу власти

Кремль рассчитывает на осуждение оппозиционера, «оклеветавшего» ветерана войны

СНОБ
Секретная оценка Tinder и как она работает Секретная оценка Tinder и как она работает

Отрывок из книги «Любовь по алгоритму. Как Tinder диктует, с кем нам спать»

СНОБ
Как инфантильному человеку наконец повзрослеть Как инфантильному человеку наконец повзрослеть

Как проявляется инфантилизм и что делать, если вы обнаружили его признаки у себя

Psychologies
Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы Красная книга: редкие автомобили на дорогах советской Москвы

Смотрите нашу подборку редких фотографий автомобилей СССР

Популярная механика
7 советов по стилю от Стиви Уандера 7 советов по стилю от Стиви Уандера

Готовьтесь познать безумные и свободные 1970-е

GQ
Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского Конец «путинского большинства»: о чем на самом деле говорится в докладе группы Белановского

О докладе социологов, предсказавший рост в России протестных настроений

Forbes
15 безумных поступков, совершенных ради женщины 15 безумных поступков, совершенных ради женщины

Ради женщин эти люди перешли все границы

Maxim
«В моем случае связи не работают» «В моем случае связи не работают»

Ведущая Comedy Women Мария Кравченко вот-вот получит третье высшее образование

OK!
Стимуляция запястья на треть снизила тики при синдроме Туретта Стимуляция запястья на треть снизила тики при синдроме Туретта

Ритмичная стимуляция в мю-диапазоне помогла купировать тики при синдроме Туретта

N+1
Обида: как не попасть в ее ловушку? Обида: как не попасть в ее ловушку?

Почему возникает обида и как с ней справляться?

Psychologies
Ленин: история пломбированного вагона Ленин: история пломбированного вагона

Отрывок из книги «Ленин. Человек, который изменил все»

СНОБ
«Перри Мейсон» – очень красивый сериал о культовом персонаже американской литературы «Перри Мейсон» – очень красивый сериал о культовом персонаже американской литературы

Сюжет в новом шоу HBO «Перри Мейсон» сильно провисает

GQ
7 самых ненужных побед в истории 7 самых ненужных побед в истории

Иногда победа дается такой ценой, что ее смело можно считать поражением

Maxim
Извержение вулкана на Аляске связали с падением Римской республики Извержение вулкана на Аляске связали с падением Римской республики

Как извержение вулкана привело к политическим изменениям в западной цивилизации

N+1
Больная тема Больная тема

В чем основные причины боли и дискомфорта во время интимной близости

Лиза
Алина Болотина Алина Болотина

Супермодель из Петербурга делает больше показов, чем Белла Хадид

Собака.ru
Наследственная стратегия как способ сохранить богатство семьи Наследственная стратегия как способ сохранить богатство семьи

Как обезопасить капитал и какие ошибки ждут главу семьи в делах о наследстве

СНОБ
Открыть в приложении