Изменения древних путей через Таврские горы связали с усилением Хеттской державы
Моделирование с помощью географической информационной системы показало, как изменялась система путей сообщения эпохи позднего бронзового века, связывавших Хеттское царство с другими ближневосточными государствами через Таврские горы. Эти изменения, подтверждаемые данными из письменных источников и археологических раскопок, отразили развитие социокультурных и политических контактов между царством Хатти, приморскими областями на юго-востоке Малой Азии и северными районами Леванта. О результатах исследования сообщает статья в издании Journal of Anthropological Archaeology.
Название «страна Хатти» может относиться как к группе городов-государств раннего и среднего бронзового века, основанных коренным населением Центральной Анатолии — хаттами, так и к царству, возникшему на этой территории в первой половине II тысячелетия до нашей эры. В его создании ведущую роль сыграли проникавшие сюда с конца III тысячелетия до нашей эры племена, именовавшие себя nesili — «говорящие на языке города Неса», то есть на анатолийском индоевропейском языке. В течение нескольких веков они в значительной мере ассимилировали хаттов, но восприняли многие элементы хаттской культуры, в том числе название страны, а в историю вошли под условным наименованием «хетты», заимствованным из древнееврейских письменных источников.
История Хеттского царства охватывает отрезок времени приблизительно с 1650 по 1180 годы до нашей эры и целиком относится к эпохе поздней бронзы. В первые века его существования, в периоды Древнехеттского, или Старого, и Среднехеттского царств (приблизительно до конца XV века до нашей эры), правители государства постепенно, с переменным успехом добивались господства в Центральной и Северной Анатолии. Конец этой эпохи отмечен заметным ослаблением страны, которая испытывала внутренние неурядицы и подвергалась набегам воинственных соседей. Расцвет Хатти связан со становлением Новохеттского царства, или Хеттской империи, сумевшей установить гегемонию над большей частью Малой Азии, в Северном Леванте и Верхней Месопотамии. В XIV–XIII веках до нашей эры она становится одной из ведущих держав Ближнего Востока наряду с Египтом и Ассирийским царством. Затем, во время общего цивилизационного кризиса в Восточном Средиземноморье (так называемая «катастрофа бронзового века»), государство пришло в упадок и около 1180 года до нашей эры пало под натиском мигрирующих племен, известных из египетских источников как «народы моря».
Хотя на западе хетты достаточно активно контактировали с государствами Ахейской Греции, главным районом, где происходило интенсивное культурное, торговое и военно-политическое соприкосновение Хатти с сопредельными странами, был юго-восток Малой Азии. Эта местность занята горной системой Тавра — естественной границей между Анатолийским плато, с одной стороны, и приморскими областями Киликии (в эпоху бронзового века — Киццуватны), Северным Левантом и верховьями Евфрата, с другой. Неодинаковые географические условия уже с древнейших времен обусловили различия в хозяйственном и культурном укладе населения по разные стороны гор, но успешный контроль над путями, ведущими через Таврские горы, позволил хеттским правителям объединить эти области в единую систему и сохранять ее стабильность на протяжении двух столетий. Для этого требовалось поддерживать безопасность целой сети маршрутов, и изучение их расположения, а также факторов, определявших выбор тех или иных путей в разное время, важно для понимания социокультурной истории региона.