Сложно ли женщине прийти в режиссуру, которую многие считают мужским делом

ForbesРепортаж

«Истории о женщинах в дефиците»: Василиса Кузьмина о пути в режиссуре и фильме «Ника»

Полина Милушкова

Василиса Кузьмина (Фото DR)

Советский ребенок-вундеркинд, поэтесса Ника Турбина, уже в 8 лет издала первый сборник — предисловие к нему написал Евгений Евтушенко. Но на смену быстрой славе пришли трудная жизнь и смерть в 27 лет — судьбе взрослой Ники посвятила свой режиссерский дебют Василиса Кузьмина. Forbes Woman поговорил с Василисой о том, чем ее привлекла история поэтессы и сложно ли женщине в России прийти в режиссуру, которую многие считают мужским делом.

Василиса Кузьмина — режиссер биографической драмы «Ника» о маленькой поэтессе Нике Турбиной, вышедшей в 2022 году. Главные роли в «Нике» сыграли Лиза Янковская и Анна Михалкова, продюсером фильма выступил Федор Бондарчук. Мы поговорили с ней о стереотипных женских образах в российском кино и новых возможностях для молодых девушек реализовать себя в режиссуре.

— Вы женщина-режиссер, которая окончила МГИМО, но если загуглить «Василиса Кузьмина», то поисковые системы сообщат, что вы актриса. Как так вышло?

— Да, я достаточно долго искала себя. В 15 лет я поступила в МГИМО на экономический факультет. В магистратуру уехала в Колумбийский университет. Но уже в Нью-Йорке поняла, что это вообще все не мое. Каждый день я ходила на Бродвей, пересмотрела все — каждый день Мерил Стрип, Аль Пачино и прочие в метре от тебя. И возвращаясь, я уже понимала, что подарю диплом родителям и скажу: «Спасибо большое. Было классно». Тогда я твердо решила посвятить себя творчеству. Чтобы поступать на режиссуру, мне еще не хватало уверенности в себе, казалось, что режиссер — это какой-то очень умный взрослый человек с большим бэкграундом. Тогда я посмотрела, что нужно на актерский: стихотворение, проза, басня. В «Щепке» меня отправили на финальный тур сразу после прослушивания.

— Что дало вам актерское образование и почему актрисой вы все же не стали?

— Сейчас я могу сказать, что все, что я могу в режиссуре, благодаря актерскому факультету. Потому что режиссерская задача номер один — это артист. Все об этом забывают. Дальше уже ощущение визуальности, кадра. Но тут талантливый оператор вам в помощь, а с актерами работает только режиссер. Поэтому я очень благодарна институту. Но к четвертому курсу я стала понимать, что мне хочется большего, а главное, мне стало страшно, потому что актер — ведомая профессия. Все время кастинги, все немножко через унижение собственного достоинства. Я сходила на один кастинг в своей жизни, это был неприятный опыт. Кастинг-директор сказала, что с моей внешностью нужно сниматься в арт-хаусе, а не на «Первом канале».

Я приняла решение, что это больше не повторится, — такие переживания не для моей психики. Примерно в это же время я узнала, что «Яндекс» устраивает конкурс на производство короткометражек для дебютантов и победителей будут поддерживать большие компании: BAZELEVS, Hype Production. Я написала сценарий про искусственный интеллект под рабочим названием «Алиса». Через какое-то время после питчинга мне звонят и говорят: «Тимур Бекмамбетов хочет продюсировать ваш проект. Вы согласны?» Я отвечаю: «Загляну в ежедневник. Да, я согласна».

При подготовке проекта я поняла, что у меня недостаточно компетенций, чтобы быть режиссером. Так я решила поступать в киношколу Федора Бондарчука на режиссуру.

Кадр из фильма «Ника»

— «Ника» — ваш дипломный проект в школе «Индустрия», Федор Бондарчук значится продюсером фильма. Сценарий тоже ваш. Как вы его писали?

— Начался локдаун, с «Никой» я жила уже года полтора, материал был набран, были даже какие-то сцены в голове, но ничего не было обличено в форму. Я просто приехала к Юле Гулян, своему постоянному соавтору, в первый день локдауна и сказала: «Ну все, у нас больше нет причин этого не сделать». С Юлей мы познакомились на питчинге короткометражек в «Яндексе», она работала в BAZELEVS и замещала на конкурсе Бекмамбетова, то есть мой сценарий «Алиса» выбрала как раз она. И мы очень подружились. У нас похожие вкусы в музыке и в кино, жизненные ценности. Это вообще самое главное. Мы поколение, воспитанное на «Симпсонах» и «Гарри Поттере», которые и научили нас правильно дружить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки DDoSтать до потолка: как и почему за 2024 год изменились сетевые кибератаки

Как изменился ландшафт DDoS и что этому способствовало

Forbes
Искусственные эмбрионы мыши развились до восьмого дня вне матки Искусственные эмбрионы мыши развились до восьмого дня вне матки

Ученые создали мышиные эмбрионы и дорастили их до восьмого дня развития

N+1
Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение Дорогой к храму: как бывший брокер и металлотрейдер вернул к жизни древнее поселение

Как предприниматель Геннадий Спажев восстановил село Замытье

Forbes
Не край света: почему вам нужно съездить во Владивосток Не край света: почему вам нужно съездить во Владивосток

Почему бы не отправиться на Дальний Восток?

Правила жизни
«Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать «Это ведь не считается!»: 3 неочевидных признака эмоциональной неверности, которые опасно игнорировать

Как понять, что вы вот-вот измените, пусть и не в стандартном понимании?

Psychologies
Священные правила окрошки: как ее готовили на Руси Священные правила окрошки: как ее готовили на Руси

Можно ли готовить окрошку на кефире? А на рассоле?

Maxim
Ремни и вискоза под запретом: эти платья ни в коем случае нельзя брать в отпуск! Ремни и вискоза под запретом: эти платья ни в коем случае нельзя брать в отпуск!

Не все, что ты носишь летом, подойдет для пляжного отдыха!

VOICE
Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы» Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы»

Почему вдруг важными становятся групповые процессы, а не индивидуальность?

Psychologies
Потерянный человек в потерянном раю Потерянный человек в потерянном раю

Памяти Натальи Нестеровой

Weekend
Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок

Эти сказки почти наверняка тебе читала мама

VOICE
Планетологи отыскали досолнечные зерна в грунте астероида Рюгу Планетологи отыскали досолнечные зерна в грунте астероида Рюгу

Ученые нашли на астероидах зерна, образовавшиеся до рождения Солнечной системы

N+1
Как пользоваться мультиметром: пошаговая инструкция для новичков Как пользоваться мультиметром: пошаговая инструкция для новичков

Мы сделали простой и подробный гайд о том, как пользоваться мультиметром

CHIP
8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания) 8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания)

Можно ли убедить организм, что он не голоден?

Inc.
Мифы о месячных: отвечаем на вопросы, которые ты стеснялась задать Мифы о месячных: отвечаем на вопросы, которые ты стеснялась задать

Собрали волнующие вопросы о месячных и попросили экспертов внести ясность

VOICE
Никита Ковтунов — об учебе у Брусникина и преподавании в Gogol School Никита Ковтунов — об учебе у Брусникина и преподавании в Gogol School

Никита Ковтунов — об универсальности артиста и русской литературе

РБК
В Узбекистане нашли следы пребывания древних людей возрастом около 90 тысяч лет В Узбекистане нашли следы пребывания древних людей возрастом около 90 тысяч лет

Археологи исследовали памятник Куксарай-2, расположенный на Западном Тянь-Шане

N+1
8 забавных фактов о полицейских собаках 8 забавных фактов о полицейских собаках

А ты знал, что в Штатах у собак есть офицерские звания?

Maxim
Три женские ошибки, с которыми мы не будем мириться: позиция мужчин Три женские ошибки, с которыми мы не будем мириться: позиция мужчин

Что для людей становится «точкой невозврата» в отношениях

Psychologies
Неожиданные факты о воздухе: чем мы на самом деле дышим Неожиданные факты о воздухе: чем мы на самом деле дышим

Воздух с нами всю жизнь, но так ли хорошо мы его знаем?

ТехИнсайдер
«Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек «Хотел попробовать девственность»: история маньяка Романа Бурцева, который охотился на девочек

Роман Бурцев — самый яркий маньяк 90-х

VOICE
5 самых высокотехнологичных ограблений: тонкий расчет 5 самых высокотехнологичных ограблений: тонкий расчет

Много ли высокотехнологичных ограблений банка в реальном мире?

ТехИнсайдер
(Не)сладкая проблема (Не)сладкая проблема

Какой у тебя уровень сахара в крови? Не имеешь понятия? А надо бы!

Лиза
«Конец привычного мира»: а как построить новый? «Конец привычного мира»: а как построить новый?

Прежняя жизнь закончилась. Как создать новую?

Psychologies
Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно? Больше боли. Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

Шмели умеют терпеть. Значит ли это, что им бывает больно?

N+1
Как отпустить умершего человека: 3 совета, чтобы начать двигаться вперед Как отпустить умершего человека: 3 совета, чтобы начать двигаться вперед

Чтобы отпустить умершего, потребуется пройти через несколько стадий горевания

Psychologies
Слизь так важна для жизни, что разные виды самостоятельно получали ее в ходе эволюции снова и снова Слизь так важна для жизни, что разные виды самостоятельно получали ее в ходе эволюции снова и снова

Слизь появлялась на мировом эволюционном древе ни один и не два раза

ТехИнсайдер
Импровизация Михаила Горбачева Импровизация Михаила Горбачева

«Сноб» вспоминает Михаила Сергеевича и публикует мемуарный очерк

СНОБ
Неуязвимая: как фильм-катастрофа «Одна» говорит о женской силе Неуязвимая: как фильм-катастрофа «Одна» говорит о женской силе

Как история о крушении надежд репрезентует сильную женщину

Forbes
Все о жизни первой клоунессы СССР Ирины Асмус, которая погибла на арене цирка Все о жизни первой клоунессы СССР Ирины Асмус, которая погибла на арене цирка

Ириска — первая советская клоунесса

VOICE
Как не испортить первый ужин на свидании Как не испортить первый ужин на свидании

Как готовить? Учимся делать это красиво (а некрасиво — не делать)

Maxim
Открыть в приложении