«Лавка Болотова». Как металлург из Тулы стал поставщиком помидоров в White Rabbit, Selfie и рестораны Новикова
Михаилу и Ольге Болотовым по 30 лет. Он десять лет работал металлургом на «Тулчермете», она — банковский работник с графиком 5/2. Болотовы живут в доме под Тулой и там же, на участке, своими руками выращивают помидоры и огурцы, которые покорили лучших шеф-поваров Москвы. Сегодня овощи Болотовых можно встретить в блюдах White Rabbit, Selfie, «Горыныча», «Сахалина», Uilliam’s, Pinch, Ugolek и еще около 30 премиальных ресторанов столицы.
Оборот фермы небольшой — около 7 млн руб. в год, прибыли бизнес, учитывая все затраты, не приносит. Но приносит своим основателям главное: возможность заниматься любимым делом и развивать культуру экологичного фермерства. Inc. рассказывает и показывает, как выглядит этот настоящий русский бизнес.
С фотографии на подписчиков смотрит уставший молодой мужчина с перепачканным сажей лицом. «Наконец-то я уволился. 10 лет отработал на предприятии и последние два года всё ждал момента уволиться, чтобы полностью отдаваться любимому делу — своей ферме. Теперь только вперед», — гласит подпись к фото. Если свайпнуть влево, можно рассмотреть разворот трудовой книжки с записью АО «Тулчермет»: Михаил действительно проработал металлургом на заводе 10 лет и уволился только 14 апреля 2022 года, когда слава о его помидорах уже разошлась по лучшим ресторанам Москвы.
Приручить землю
Землю Болотов полюбил после знакомства с Ольгой — сейчас его женой и партнером по бизнесу. На свадьбу в 2016 году паре подарили 600 тыс. руб., которые Болотовы решили потратить на «какой-нибудь бизнес». У Михаила тогда уже были дом и участок площадью 17 соток под Тулой, а у Ольги — опыт работы на грядках: до свадьбы она помогала маме выращивать огурцы, помидоры и ягоды на приусадебном участке и продавала их на тульском рынке. Михаил помогал тогда еще невесте Ольге привозить продукты на рынок, иногда торговал вместе с ней. Обоим нравилось заниматься овощами, и над бизнес-идеей долго не думали: решили устроить ферму на участке Михаила. «Все это получилось спонтанно, почти в шутку, — вспоминает Михаил. — Ничего серьезного сначала не планировали. Увидели, что на хороший продукт есть спрос, и решили делать то же самое на ферме, что и в маленьком огороде для себя».
Правда, заниматься новым бизнесом оба могли только по вечерам и выходным: Михаил работал на заводе «Тулачермет» металлургом, а Ольга — менеджером в банке. Тем не менее к делу решили сразу подойти основательно и начали строить теплый парник, чтобы выращивать овощи круглый год. В парник провели электричество, отопление, организовали подтопку земли. Когда все было готово, на дворе уже стояла зима, но Болотовы решились на эксперимент и посадили первую партию овощей, не дожидаясь сезона. Ничего не вышло: все саженцы погибли.
Весной Болотовы организовали небольшую теплицу из карбоната, где посадили огурцы, помидоры и морковь. Когда овощи взошли, Михаил предложить продавать их не в Туле, а ехать в Москву, — там рынок больше и шансы зацепить постоянных клиентов выше.
Связей в столице не было. От знакомых Болотовы услышали о Дорогомиловском рынке и с вокзала направились прямиком туда. Местное руководство, привыкшее к поставщикам из крупных агрохолдингов, удивилось молодой паре с корзинкой овощей, но выделило им место в самом центре рынка за 500 руб. в день. По словам Михаила, это была символическая сумма — «намного меньше, чем платили другие арендаторы».
Евгений Новичков, занимавший должность исполнительного директора Дорогомиловского рынка в 2017 году, эту историю подтверждает: «Мы стараемся поддерживать российских фермеров и производителей, хотим помочь им в развитии фермерского хозяйства, поэтому идем небольшим хозяйствам на уступки». «Мы хотим вырастить начинающих фермеров и показать им, как правильно подать товар покупателю. Вырастет их выручка — и у нас будет стабильный арендатор с постоянным спросом на свой товар», — объясняет логику руководства заместитель директора Дорогомиловского рынка Дмитрий Гальцев.
Михаил стал ездить на рынок по графику «два через два», подстраиваясь под основную работу на заводе. В какие-то дни с ним ездила Ольга, иногда — теща. Со временем придумали бренд — «Лавка Болотова» — и логотип — красный помидор на черном фоне с надписью «домашние овощи».
Торговля на рынке приносила около 5 тыс. руб. выручки в день, за первый сезон с мая по сентябрь семья заработала около 200 тыс. руб.
Выручка «Лавки Болотова» по годам
- 0,2 млн руб. — 2017 год
- 0,8 млн руб. — 2018 год
- 5 млн руб. — 2019 год
- 6 млн руб. — 2020 год
- 7 млн руб. — 2021 год
Найти шефа
На следующий год Михаил понял: чтобы масштабироваться, нужно искать корпоративных клиентов, выходить на рестораны. Знакомств в сфере не было, действовали по-простому: выписали имена шеф-поваров крупных заведений и рассказали им о себе в директ Instagram*, прикрепив фото своих овощей. Всего отправили больше 100 сообщений. На встречу согласился только шеф-повар ресторана «Горыныч» Артем Лосев (сейчас шеф-повар ресторана Ava). Овощи ему понравились, и он предложил сотрудничать, но только в том случае, если поставки будут стабильными.
Ресторан заказывал около 20 кг помидоров раз в два дня по цене 250 руб. за кг. Работали через ИП отца Ольги, чтобы не тратить время и деньги на оформление нового юрлица. «Хорошие ребята, очень старались, — вспоминает сотрудничество с Болотовыми Артем Лосев. — Приятные цены и желание делать очень качественный продукты». Именно Лосев подарил ферме путевку в жизнь, посоветовав овощи Болотовых шеф-повару White Rabbit Владимиру Мухину и шеф-повару Анатолию Казакову.