«Никто не знает, что такое внимание»: ученые до сих пор не понимают, почему люди бывают такими рассеянными
Уильям Джеймс на заре экспериментальной психологии писал: «Все знают, что такое внимание. Это овладение умом одним из нескольких одновременно возможных объектов или цепочек мыслей в ясной и яркой форме». И, казалось бы, на этом можно заканчивать. Все всё знают, расходимся! Но через 40 лет Джон Ридли Струп увлекся темой избирательного внимания и поднял несколько важных вопросов, разработав интересный эксперимент...
В «задаче Струпа» испытуемые должны были просмотреть список цветов. Каждое слово было напечатано цветом, отличным от фактического текста.
Суть эксперимента Струпа
Испытуемых просили назвать цвет чернил и игнорировать текст. Это оказалось непросто: на выполнение задания потребовалось 110 секунд. В то время как на такое же задание, в котором цвета были представлены только фигурами, ушло всего 63 секунды. Попробуйте сами!
Это подтолкнуло ученых углубиться в вопрос селективного внимания: почему и как именно наш мозг выбирает на что обращать внимание, а на что – нет? И всегда ли мы сами управляем процессом.
Эффект коктейльной вечеринки
В 1953 году Колин Черри решал проблему избирательного внимания, называемую «эффектом коктейльной вечеринки». Как на шумной вечеринке люди выбирают разговор, который слушают, и игнорируют остальные? Чтобы в этом разобраться, Черри провел элегантный и очень зрелищный эксперимент. Он использовал технику дихотического слушания. Он выдал испытуемым наушники. Правым ухом они слышали фразу «Пароход приплыл в гавань», а левым одновременно - «Школьный двор был заполнен детьми». Черри поручил участникам повторить услышанное как можно быстрее.