Рождение и гибель мегаполисов
Первые города появились на территории древней Месопотамии. Они возникли на месте разрозненных селений, обросли террасами, зиккуратами, крепостными стенами. А потом древние мегаполисы Междуречья постепенно приходили в упадок, хирели, пустели и уходили в почву. Этой участи не избежал и Вавилон, некогда самый великий город обитаемой ойкумены.
Почему одна из самых первых городских цивилизаций возникла в Междуречье (на территории современного Ирака), где реки Тигр и Евфрат стремят свой бег к югу, впадая в Персидский залив? В древности Ближний Восток вообще являлся одним из самых передовых регионов нашей планеты. Уже примерно к 9000 году до нашей эры люди здесь окончательно перебрались из пещер в шатры и хижины, расселились по селам и деревням. Археологи находят в отложениях той эпохи остатки простых глинобитных домов, обитатели которых выращивали ячмень и полбу, разводили одомашненных коз, овец и свиней, умели делать каменные орудия труда и уже овладели начатками керамики.
Добрые соседи
Из всех ближневосточных территорий именно Междуречье предлагало наилучшие условия проживания. Во-первых, плодородие местной почвы – спасибо Тигру и Евфрату, покрывшим своими наносами каменистую прежде равнину. Эта почва хорошо подходила для выращивания зерновых культур, то есть, голод местным жителям не грозил. Опять же, наличие двух больших рек служило гарантией того, что местное население не будет страдать от недостатка пресной воды. Кроме того, реки служили какой-никакой, а защитой от возможных вторжений врагов. Впрочем, и без того жизнь в Междуречье была достаточно безопасна, о чем свидетельствует тот факт, что сначала здешние города не имели внешних стен. Это значит, что по крайней мере на том этапе жители городов не опасались нашествий жадных до чужого добра соседских племен.
Также реки служили транспортными артериями. Знаменитый Тур Хейердал, глубоко изучивший тему, доказал, что жители Междуречья быстро овладели искусством создания тростниковых судов, на которых они предпринимали иногда очень далекие путешествия. Плавали, например, в загадочные страны Дилмун, Маган и Мелухха, откуда привозили ценные породы дерева, золотой песок, жемчуг, ляпис-лазурь. Ученые до сих пор спорят, где находились страны со столь загадочными названиями. Есть мнение, что это Бахрейн, Оман и Индия. Наконец, в Месопотамии водилось много диких ослов. Этот вид животных жители Междуречья очень быстро приручили, одомашнили и сделали основным тягловым и вьючным транспортом. А заодно изобрели колесо, ставшее самым важным элементом грузовой повозки.
Местные жители изначально создавали свои населенные пункты не очень далеко друг от друга – например, на удобных участках берегов рек. Селения, в которых жили древние месопотамцы, медленно разрастались, увеличивались в размерах. До такой степени, что территории без жилой и хозяйственной застройки, первоначально существовавшие между разными деревнями, постепенно исчезали. Но такие конгломерации сохранили административное деление на отдельные поселки. В центре каждого поселка находился храм какого-либо божества, считавшегося покровителем данного селения. Бог-повелитель главного поселка считался господином всего города. Реальным же повелителем являлся лугаль («большой человек») – сначала выборный, а потом и наследственный глава города.
Эпоха урбанизации
Первые «протогорода» Междуречья возникли в период между 6-м – началом 4-го тысячелетия до н. э. Жители Месопотамии того периода (их этническая принадлежность точно еще не выявлена) развивали ирригационное земледелие, занимались ремеслом, рыболовством, охотой и жили в хижинах из тростника и кирпича-сырца. Кроме того, они начали создавать крупные здания, не предназначенные для жилья, – святилища и многофункциональные общественные постройки. Легенды чуть позднее пришедших в регион шумеров называют первым городом в мире Эриду («добрый город»). По словам археолога Кейт Филден, Эриду разросся из деревни, возникшей на юге современного Ирака около 5000 года до н. э. К 2900 году до н. э. Эриду уже занимал площадь в 8-10 га. Его жители научились производить высококачественную керамику и прекрасно отформованные кирпичи.
Наиболее примечательным объектом на территории Эриду стал храм бога мудрости Энки. То была окруженная кирпичной стеной обширная пятиугольная платформа, посередине которой возвышалась многоступенчатая башня – зиккурат. Храм стал сердцем Эриду – город рос и развивался вокруг святилища Энки. Археологи характеризуют Эриду как «необыкновенно крупный город» – уже около 4500 г. до н. э. численность его населения составляла примерно 5 тысяч человек. Жилая застройка Эриду велась в соответствии со все усложнявшейся структурой социальной иерархии. Дома самых богатых и влиятельных горожан располагались ближе к храму, затем шли жилища ремесленников, а на окраинах города селились земледельцы.