История русской княгини Марии Тенишевой, которая дружила с Репиным и Тургеневым и открывала культурные центры
Деятельность Марии Тенишевой нельзя описать одним словом: меценат, коллекционер, художник, просветитель, основатель одного из крупнейших художественных центров начала XX века — Талашкина. Как ей это удалось? Перечитали ее воспоминания и рассказываем, что она успела сделать за 69 лет жизни.
Княгиня Мария Тенишева была одной из ярчайших фигур эпохи Серебряного века. В 1898 году она передала в дар Русскому музею коллекцию рисунков и акварелей, превратив никому не известную деревню Талашкино под Смоленском в центр художественной жизни. Тенишева была соосновательницей журнала «Мир искусства» и устроила выставку русского искусства во Франции. Но обо всем по порядку.
Мария Тенишева (урожденная Пятковская) родилась в 1858 году в Санкт-Петербурге. Росла без отца, да и мать любовью не баловала. Детство Тенишева вспоминала так: «Я была одинока, заброшена. Моя детская голова одна работала над всем, ища все разрешить, все осознать». Будущая княгиня много читала и мечтала о счастливой жизни, но не только для себя — уже тогда ее захватила идея посвятить себя культуре в самом широком смысле слова.
В 1876 году она вышла замуж за нелюбимого человека. Потому что так хотела мама. Марии Тенишевой было всего 16 лет, через год у нее родилась дочь. Отсутствие любви в ее собственной семье и непримиримые разногласия с мужем, которого она окрестила «душной скорлупой». сделали пятилетний брак таким же мучительным, как и детство. Но личная жизнь волновала ее куда меньше общественной.
«Меня влечет куда-то... До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное...» — писала Мария Тенишева в дневниках.
В 1881 году Мария Тенишева с дочерью тайно уехала в Париж и записалась в вокальную школу. Культурная жизнь Франции и свобода ее опьянили. Тенишева познакомилась с Иваном Тургеневым, Антоном Рубинштейном и Константином Маковским, который написал ее первый портрет. О встрече с Тургеневым Тенишева вспоминала: «Он заинтересовался мной, моим настоящим и прошлым. Не раз пришлось раскрыть перед ним свою душу. Слушая меня, он часто говорил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...».
В 1885 году, вернувшись в Россию, вместе с подругой детства Екатериной Святополк-Четвертинской Мария Тенишева открыла школу грамоты в имении подруги — Талашкине. Тенишевой хотелось не только дать крестьянским детям основы образования, но и повлиять на их жизнь в целом. Но вопрос, как это сделать, пока оставался открытым.
Она отправилась в Москву изучать устройство других школ и русскую оперу под началом Федора Комиссаржевского. Познакомилась с Константином Станиславским и сыграла в его благотворительном спектакле. «Зимой я как-то раз познакомилась со Станиславским. В то время он был только любителем, но взгляды его на театр и отношение к делу уже свидетельствовали, что в нем много задатков серьезного творчества. Однажды я приняла участие в благотворительном спектакле, устроенном Станиславским в пользу общества дешевых квартир для учащихся в Консерватории».
Судьба преподнесла еще одну встречу: на одном из светских приемов Мария встретила князя Вячеслава Тенишева. Начав карьеру с техника железнодорожных путей, со временем он стал крупным предпринимателем и получил прозвище Русский Американец — за энергичность и деловитость. Отличался Тенишев и тягой к благотворительности, а еще писал книги по агрономии и этнографии. Мария быстро обвенчалась с таким разносторонним человеком и переехала в Бежиц, поближе к Брянскому рельсопрокатному заводу, которым руководил Вячеслав Тенишев. При заводе княгиня развернула ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы, клуб.