История политических убийств: самые таинственные покушения на политиков
Тема политических убийств всегда будоражила общество. Любознательный читатель без труда найдет информацию о самых громких делах минувших столетий. Но практически все наиболее громкие политические убийства очень похожи друг на друга. Кого-то зарезали холодным оружием, как Цезаря или Генриха IV Наваррского. Кого-то застрелили, как Вильгельма Молчаливого, Авраама Линкольна или Джона Кеннеди. Чуть реже кого-то травили, но и это были довольно «типовые» убийства. О них говорят из-за масштаба политических фигур, чьи жизни они унесли, но сами по себе эти деяния не блистали оригинальностью. Однако история знает несколько примеров политических убийств, которые выбиваются из общей массы. О них и поговорим.
Император Коммод
Дата убийства — 31 декабря 192 года
И киноманы сразу вспомнили фильм Ридли Скотта «Гладиатор», где роль этого римского государя исполнил Хоакин Феникс. Это может показаться удивительным, но реальный Коммод был едва ли не более странным, чем его кинотеатральный визави. Процарствовав всего шесть лет, он не отметился какими-либо великими достижениями, однако был известен своей болезненной манией величия, порой принимавшей характер паранойи. Он считал себя сыном бога Юпитера и новым воплощением Геркулеса, возводил по всему Риму статуи в свою честь, изображавшие его античным героем. Когда в 191 году в Риме произошел страшный пожар, Коммод особо не переживал. Напротив, он объявил себя новым Ромулом, который создаст новый Рим на руинах старого. И тут же принялся все переименовывать. Отныне полное наименование римского сената звучало как «Коммодиев счастливый сенат». Легионы были переименованы в «коммодианы», аналогичным образом был переименован флот. Даже римские граждане теперь стали «коммодианцами». Коммод поместил себя в центр мироздания, словно подчеркивая свое божественное происхождение.
Не удовлетворившись этим, Коммод в 192 году закатил масштабные игры, в которых сам участвовал в качестве гладиатора. Нужно отметить, что древние римляне считали участие в играх презренным ремеслом, уделом рабов. Император, возжелавший стать гладиатором, рушил вековые устои и навлекал позор на сам титул римского государя. Но Коммод хотел не просто сражаться на арене, он хотел побеждать — как иначе, ведь он новый Геракл и новый Ромул! Сын Юпитера не может проиграть рабу или пасть под ударом львиной лапы. Поэтому все бои Коммода были подставными, а с хищными животными он расправлялся, стоя на безопасном расстоянии и бросая в них копья.
В этой атмосфере безумства против Коммода созрел заговор. Сначала его попытались отравить, но императора просто вырвало отравленной пищей. И тогда заговорщики подговорили одного из гладиаторов, по имени Нарцисс, который был постоянным партнером Коммода по тренировкам, задушить его прямо в гладиаторской казарме. Чтобы любезный читатель понял, насколько это был бесславный конец, пусть представит, что, например, президента США нашли задушенным в одной из комнат дешевого борделя. Скандалище!
Георгий Иванов Марков
Дата убийства — 11 сентября 1978 года
Сразу поясним: в имени нет ошибки. Марков был болгарином, а болгарские отчества звучат так же, как фамилии, поэтому Иванов здесь — его отчество, Иванович.
Георгий Марков был популярным в социалистической Болгарии литератором и журналистом, входил в Союз болгарских писателей, однако в какой-то момент он, вероятно, почувствовал себя неприкасаемым и начал активно критиковать коммунистическое правительство Болгарии. До поры на это закрывали глаза, однако после Пражской весны 1968 года в Болгарии стали куда строже относиться к политическим журналистам и меньше им позволять. С сочинениями Маркова перестали мириться. И он сбежал в Великобританию, женился на англичанке и устроился работать на BBC.
На родине его вскоре исключили из Союза писателей, а затем начали изымать его книги из библиотек. Самого Маркова, однако, долго не трогали. До осени 1978 года. 7 сентября Георгий Марков, как обычно, вышел с работы и направился к парковке, где оставлял машину. По пути он, тоже как обычно, прошел мимо автобусной остановки, где традиционно скапливались люди. Внезапно он запнулся о чей-то зонтик и почувствовал укол. Человек с зонтиком быстро извинился и уехал на первом же автобусе. Казалось бы, обычное мелкое недоразумение. Марков как ни в чем не бывало вернулся домой и лег спать. Но на следующий день почувствовал сильное недомогание, у него поднялась температура, накатывали приступы тошноты. Беглого журналиста госпитализировали, однако спасти не сумели: промаявшись несколько дней, Георгий Марков скончался в больнице 11 сентября 1978 года. И хотя официально ничего не было доказано, его смерть обычно связывают с деятельностью болгарского КГБ. Судя по всему, болгарские «джеймсы бонды» вдохновлялись классическими шпионскими лентами.