История наемного убийцы: как сериал «Барри» анализирует травмирующий опыт
В конце весны вышел четвертый и финальный сезон черной комедии «Барри», созданной Биллом Хейдером с ним же в главной роли. Она получила 11 номинаций на премию «Эмми» в 2023 году, в том числе за лучшую главную роль и лучший комедийный сериал. Исследователь феномена коллективной травмы Мария Фокеева рассказывает, как сюжет про бывшего морпеха, ставшего наемным убийцей, спустя годы перекликается с фильмами Балабанова и историей Данилы Багрова.
Билл Хейдер уже дважды получал «Эмми» за роль Барри Беркмена в номинации лучшая мужская роль в комедийном сериале в 2018 и 2019 годах. Хотя сюжет сериала кажется очень далеким от комедии. Его герой, морпех Барри Беркмен, возвращается из Афганистана с тяжелым посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) Он пребывает в подавленном состоянии, воспоминания о боевых травмах вызывают вспышки агрессии, которые нередко приводят к насилию.
По статистике министерства по делам ветеранов США среди бывших военных, участвовавших в боевых действиях в Ираке и Афганистане, у 15,7% развивается ПТСР. Билл Хейдер точно показывает в характере героя основные симптомы: Барри подавлен, у него затруднено проявлением эмпатии, в то же время он переживает болезненные флешбеки и плохо контролирует агрессию.
На родине Барри никто не ждет, кроме старого «друга семьи» Фьюкса (Стивен Рут), у которого есть корыстный интерес. Пользуясь тем, что морпех воспринимает его как отцовскую фигуру, Фьюкс убеждает того стать наемным убийцей. Ведь Барри больше ничего не умеет, кроме как убивать. С этого момента в сериале начинает неумолимо раскручиваться маховик насилия. Стоит добавить, что при этом герой Хейдера обаятельный, растерянный, неловкий и очень травмированный человек. Хотя Барри становится киллером (и вполне успешным), у него все равно остаются представления о справедливости. Так, он идет на бесконечные сделки с мафией ради того, чтобы оставить наконец «убийственное» ремесло.
При такой трактовке сюжета «Барри» избавиться от параллели с фильмом «Брат» Алексея Балабанова очень сложно. Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова также возвращается после войны домой, где он особенно никому не нужен, а родной брат использует его умение убивать в собственных интересах. Данила становится наемным убийцей и множит вокруг себя насилие, оставаясь, как и Барри, сентиментальным и обаятельным, неловким и травмированным.
Есть еще один момент, который сближает Данилу Багрова и Барри Беркмена — это их увлеченность искусством. Первый любит русский рок и особенно группу Nautilus Pompilius. Второй приходит на театральные занятия и начинает видеть в актерском призвании возможность спасения. Впервые за долгое время он чувствует интерес к жизни, театр буквально наполняет ее смыслом: ты можешь что-то еще, кроме как убивать других. Однако уйти от последствий нельзя: убийства расследуются, а преступники хотят отомстить Барри или хотя бы использовать его.