Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств
В эпоху, когда люди проводят на работе большую часть жизни, офис остается одним из немногих мест, где можно встретить свою вторую половину. Но романы между коллегами нередко приводят к негативным последствиям как для самих влюбленных, так и для работодателей
Карьера легендарного генерала американской армии Дэвида Петреуса, который руководил войсками в Ираке и Афганистане, возглавлял ЦРУ и даже был удостоен статуса персонажа в видеоигре Call of Duty, рухнула в 2012 году из-за любовной связи на работе. Как признался генерал, он предоставил доступ к своей электронной почте в ЦРУ и другой секретной информации любовнице Поле Бродвелл, которая тогда писала его биографию. Петреус подал в отставку, попал под арест и лишь благодаря прежним заслугам избежал тюрьмы.
Такие истории не редкость. Последний громкий пример разрушенной из-за служебного романа карьеры — отставка гендиректора McDonald's Стива Истербрука, уволенного за связь с подчиненной. Оба влюбленных не состояли в браке, но нарушили корпоративные правила, запрещающие романы внутри коллектива. Истербрук, за время руководства которого акции McDonald's выросли вдвое, потерял не только пост гендиректора, но и место в совете директоров.
Впрочем, романтика на рабочем месте не всегда заканчивается плохо — многие пары отмечают, что их психологическое состояние, а вслед за ним и деловая эффективность пошли в гору благодаря отношениям с коллегой. Стоит ли рисковать, заводя романы на работе, и как быть, если чувства к соседу по опенспейсу вышли из-под контроля?
Что говорит статистика
Согласно исследованию американской консалтинговой компании Vault, проведенному накануне Дня Святого Валентина в 2019 году, 58% работников хотя бы однажды состояли в любовной связи с коллегой (для 18% из них это была связь «на одну ночь»). При этом 41% респондентов оказались не в курсе корпоративных правил, регулирующих «некорпоративные» отношения. Почти каждый пятый опрошенный (19%) признался, что связь с коллегой была романом «на стороне», то есть происходила без «выхода» из отношений с другим человеком. Служебные романы предпочитают хранить в тайне большинство сотрудников (64%). И еще более подавляющее большинство — 72% — не отказались бы повторить опыт любовной связи на работе, предоставься им такой шанс.
В последние годы явление служебных романов проходит серьезную ревизию растущим влиянием феминизма. Эпоха #MeToo — движения, выступающего в защиту прав лиц, подвергшихся сексуальному насилию — диктует новые, более жесткие правила корпоративной этики и в большинстве случаев не приемлет отношений на работе, если партнеры в управленческой иерархии находятся в подчиненном положении. Отсюда и фактические последствия романов, подобные вынужденной отставке Истербрука или уходу из Google влиятельнейшего создателя операционной системы Android Энди Рубина, уличенного в домогательствах к сотрудницам интернет-корпорации.
Впрочем, несмотря на все потенциальные «санкции», приказывать чувствам люди все еще не научились. Как объяснял журналу Harvard Business Review профессор психологии и маркетинга из Университета Техаса в Остине Арт Маркмэн, романы — естественное продолжение профессиональной коммуникации: «Вы проводите на работе огромное количество времени, и шансы на романтические отношения неизбежно велики, когда вы близко сходитесь с человеком, работаете над совместными проектами, открыто и эмоционально общаетесь». Коллега Маркмэна из Университета Нью-Хейвена, доцент психологии Эми Николь Бэйкер согласна с тем, что офис — благоприятное место для возникновения чувств между людьми. Недавнее исследование Северо-Западного университета подтвердило, что люди склонны искать схожие черты в своих избранниках и избранницах — и коллеги хорошо подходят под это требование, говорит ученая: «Чем лучше вы знаете человека, тем выше шансы, что он покажется вам привлекательным».
Профессор Школы бизнеса Университета Глазго Фиона Уилсон в 2016 году посвятила теме романтических отношений между коллегами большую научную работу. Ученая пришла к выводу, что универсальные рекомендации как влюбленным, так и их работодателям, дать невозможно. Чтобы минимизировать распространение любовной «химии» в офисе и уйти от риска сексуальных скандалов, Уилсон выделила среди советов HR-менеджерам необходимость четкого донесения до сотрудников норм корпоративных этических кодексов и максимально подробного описания в этих кодексах термина «согласие», так чтобы оба партнера в отношениях были уверены в том, что их связь добровольна и не является проявлением харассмента.
Приятное с полезным
«Программисты — народ увлеченный, они могут по 10-12 часов не выходить из офиса и кодить. Поэтому мы только рады, если у ребят в жизни появляется что-то, кроме работы, пусть и внутри офиса. Это помогает избежать главного — профессионального выгорания», — считает основатель и генеральный директор саранской IT-компании «Инфомаксимум» Александр Бочкин. Он и сам познакомился с будущей супругой Ольгой в ходе рабочей встречи: сначала общались как партнеры, а потом Бочкин переманил женщину к себе в штат. «Тесно общаться мы начали после небольшого корпоратива — неформальная обстановка, беседы на отвлеченные темы сделали свое дело. Стали гулять по вечерам после работы. Ходили пить кофе, катались на велосипедах. Типично и романтично», — вспоминает предприниматель.
После свадьбы Александр и Ольга продолжили работать вместе. Ольга успела побывать в двух декретах, но не отходила от дел: создала PR-отдел во время второй беременности, сейчас часто ездит в офис с младшей дочерью. «Семья — это ведь очень похоже на бизнес. Мы обсудили все моменты, закрепили ответственные зоны, расписали стратегические и тактические цели и планы», — рассказывает Бочкин. Такой структурный подход позволяет разделять личные и рабочие вопросы и повышать общую эффективность, уверяет предприниматель: «Я за последние два месяца дома провел от силы неделю, все остальное время — поездки, встречи. Когда случается проблема, которую непонятно как решить и ты не спишь несколько ночей подряд, поддержать может только супруга. Иногда мы укладываем детей и садимся думать вместе, что делать».