В1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии...

СНОБИстория

От фурора до раскола. Как на Таганке появился самый прогрессивный театр в СССР

0.jpg
Иллюстрация: Дарья Орлова

В 1946 году в Москве был создан Театр драмы и комедии, в котором играли молодые воспитанники театральных студий и актеры периферийных театров. Следующие два десятилетия существования площадки прошли безуспешно: интересных постановок в программе не было, зрители на спектакли не шли. Так, незаметно, начиналась история одного из самых знаковых театров Москвы. С конца 1960-х билеты на спектакли Театра на Таганке стали символом престижа, как машина, квартира или заграничная одежда. Театр называли «островком свободы в несвободной стране». Продолжая проект «Азбука российской культуры», «Сноб» публикует текст на букву Т — о Театре на Таганке.

Режиссер, перевернувший все

История превращения малозначимого и неинтересного театра в одного из гигантов советской культуры неразрывно связана с Юрием Петровичем Любимовым. В 1963 году ему, актеру и режиссеру Театра им. Вахтангова, а также преподавателю Театрального института имени Бориса Щукина, предложили возглавить прозябающий на Таганской площади Театр драмы и комедии. Любимов согласился, но поставил одно условие: он полностью изменит репертуар и приведет новых актеров. Условие было принято, и 23 апреля 1964 года для Театра драмы и комедии началась новая эра.

Юрий Петрович был поклонником «эпического театра» Бертольда Брехта, которого он считал равным Шекспиру и Мольеру и чьи принципы хотел перенести на российскую сцену. Этот немецкий драматург считал, что необходимо покончить с иллюзией в театре и дать зрителю возможность самому решать, на чьей стороне правда. Не брать его за руку и не вести по истории. Никакой линейности, абсолютного реализма и четкого определения хорошего и плохого. Зритель Брехта не должен был впадать в катарсис вместе с актером, а сохранять способность критически оценивать происходящее. Актер же — всего лишь рассказчик, пересказывающий ситуацию немного со стороны.

Любимов повесил в фойе обновленного театра портреты Бертольда Брехта, Всеволода Мейерхольда и Евгения Вахтангова — их режиссер считал идейными столпами. Райком настоял на том, чтобы к этим трем портретам непременно добавили Константина Станиславского. Родство Станиславского с новыми принципами театра не просматривалось совершенно, но перечить секретарю партии было себе дороже — пришлось уступить.

Первой постановкой театрад под руководством Любимова стала пьеса все того же Брехта «Добрый человек из Сезуана». Спектакль был дипломным проектом студентов-третьекурсников из «Щуки», которых Юрий Любимов привел с собой в театр.

1_9nnzJkF.jpg
Юрий Любимов. Фото: John Minihan / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images

Зрелище было совершенно авангардным и новым для Москвы, привыкшей к МХАТовскому театру на основе идей Константина Станиславского, где актеры старались максимально глубоко вжиться в роль, а сцена должна была превратиться для зрителей чуть ли не в реальность. На Таганке все было иначе. Актеры нарушали священное неписанное правило не обращаться к зрителю и активно ломали четвертую стену. На сцене вообще отсутствовал занавес, а декораций был абсолютный минимум. Сейчас такие приемы нередки — их стали использовать как раз вслед за Таганкой, но тогда они произвели фурор.

Владимир Высоцкий, самый знаменитый актер Таганки, который присоединился к коллективу вскоре после создания театра и играл в одной из постановок «Добрый человек из Сезуана», воспоминал о том, как театр изменил привычные методы работы на сцене:

Многие музыкальные фрагменты написаны для того или иного персонажа. Каждый персонаж имеет свою музыкальную тему, под которую он работает. Иногда эта музыка обязывает людей двигаться не так, как в жизни. <...>В этом спектакле я играю роль безработного летчика. <...> в сцене свадьбы этот безработный летчик выгоняет всех гостей со сцены, всех участников свадьбы. Свадьба рушится. В этот момент я играю так, что, как написал один критик, «пол ходит ходуном». Жилы набухают. Кажется, выше никуда не простучишься, уже потолок. Такое нервное напряжение и такой уровень темперамента, что выше прыгнуть уже нельзя. И тогда на помощь приходит песня, «Песня о Дне Святого Никогда», которая позволяет вспрыгнуть еще на одну ступеньку выше, еще сильнее воздействовать на зрителя. Песня моего персонажа — Янг Суна — не только не отвлекает людей от того, что происходит на сцене, а, наоборот, усиливает понимание характера человека, которого я играю.

«Добрый человек из Сезуана» вызвал огромный резонанс. На фоне всеобщей «МХАТизации» театров, переложенные на отечественную сцену принципы Брехта вызвали шок. Новую постановку понимали и принимали не все. Но театр поддержали многие известные в Союзе люди, в том числе, например, физик Петр Капица и режиссер Евгений Симонов, а главное — проголосовал зритель. Несмотря на то что в репертуаре театра на тот момент была всего одна постановка, зрительский зал заполнялся до отказа. За Таганкой быстро закрепилось неофициальное звание самого авангардного театра в СССР.

Поэтический театр

После первого успеха Любимов ввел в театре новое направление — поэтическое. И на некоторое время оно стало главным в постановках. Поколение шестидесятников буквально сходило с ума по поэтам-публицистам. Сейчас в это непросто поверить, но тогда поэт был кем-то вроде рок-звезды или популярного стендап-комика. Чтение стихов проходило на стадионах, и послушать своих кумиров приходили тысячи советских граждан.

Дебютным поэтическим спектаклем на сцене Таганки стали «Антимиры» на стихи Андрея Вознесенского. Этот неординарный поэт в 1960-е подвергался критике со всех сторон. Наравне с Евгением Евтушенко и Беллой Ахмадулиной его искренне ненавидели маститые советские профессионалы от пера. Например, в этих строчках стихотворения Игоря Кобзева «Комсомольским активистам» подразумевался именно Вознесенский:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии Праздник со вкусом апельсина — что Берджесс, Кубрик и Фуко думали о насилии

О том, как в «Заводном апельсине» рассматривается тема насилия

СНОБ
Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы

О мальдивских легендах и их влиянии на современную культуру острова

СНОБ
Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона Первый в мире пациент, которого удалось спасти с помощью инсулина: история Леонарда Томпсона

История подростка, ставшего первым пациентом в мире, получившим укол инсулина

ТехИнсайдер
Укрыться контентом Укрыться контентом

В какой области лежит будущее контента и населен ли интернет роботами

Правила жизни
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Творческий беспорядок или непрожитая травма? О чем говорит бардак в вашем доме Творческий беспорядок или непрожитая травма? О чем говорит бардак в вашем доме

Действительно ли это лишь творческий беспорядок, который не должен тревожить?

Psychologies
Алхимия жизни, или Главное о видообразовании Алхимия жизни, или Главное о видообразовании

Как образуются новые виды? Это один из центральных вопросов эволюционной теории

Знание – сила
Смотреть миру в лицо: кем была первая женщина-фотожурналист в Японии Смотреть миру в лицо: кем была первая женщина-фотожурналист в Японии

Как Сасамото Цунэко переизобрела себя и триумфально вернулась в фотожурналистику

Forbes
Видеоигры — круче Видеоигры — круче

Как видеоигры не просто доросли до искусства, но стали его высшей формой

Правила жизни
Молодость породивших шерготтиты марсианских вулканов подтвердили аргон-аргоновым методом Молодость породивших шерготтиты марсианских вулканов подтвердили аргон-аргоновым методом

Ученые определили возраст пород в шерготтитах

N+1
Ну-ка выпрямись Ну-ка выпрямись

Топ-4 упражнения от сутулости

Лиза
В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун В глубинах сапфировых облаков: путешествие на Нептун

Так ли на Нептуне всё тихо и спокойно, как кажется на первый взгляд?

Наука и жизнь
Без вины виноватые: 8 фильмов, которые незаслуженно провалились в прокате Без вины виноватые: 8 фильмов, которые незаслуженно провалились в прокате

Знаковые фильмы, которые не были оценены зрителями

Правила жизни
7 лучших фильмов с Сергеем Безруковым 7 лучших фильмов с Сергеем Безруковым

18 октября 1973 г. на свет появился человек с сотней лиц и без единого «Оскара»

Maxim
«Сожженные девочки»: экранизация английского бестселлера про женщину-священника «Сожженные девочки»: экранизация английского бестселлера про женщину-священника

«Сожженные девочки» — проект про женщину-викария, которая начинает расследование

Forbes
Восточное сияние. Тест-драйв седана Dongfeng Shine Max Восточное сияние. Тест-драйв седана Dongfeng Shine Max

Седан Shine Max метит на место ушедших бестселлеров

РБК
Алтайскую пещеру назвали неандертальским наблюдательным пунктом Алтайскую пещеру назвали неандертальским наблюдательным пунктом

Российские археологи исследовали пещеру Верхняя Сибирячиха

N+1
Борзых и ребята Борзых и ребята

«Убить Риту»: Бандитский Петербург возвращается в новом амплуа

Собака.ru
С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития С хлеба на воду: почему аграриям не хватает льготных кредитов для развития

Почему далеко не все представители агросектора имеют доступ к льготных кредитам

Forbes
Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать» Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать»

Андрей Кириленко: можно ли российскому баскетболу не бояться изоляции

Forbes
7 советов, которые помогут восстановить сексуальную жизнь, даже когда кажется, что всё пропало 7 советов, которые помогут восстановить сексуальную жизнь, даже когда кажется, что всё пропало

Вот несколько советов сексопатолога — они помогут вернуть огонь в ваши отношения

VOICE
Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов

Почему некоторые родители не позволяют детям становиться самостоятельными?

Psychologies
«Пелопоннесская война» «Пелопоннесская война»

Как чума помешала походу афинян на Эпидавр

N+1
Как предупредить хронические неинфекционные заболевания? Как предупредить хронические неинфекционные заболевания?

Способы предотвращения хронических неинфекционных заболеваний

Здоровье
Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей Желуди и каштаны. О пользе игр с природными материалами для детей

Как игры с желудями и каштанами помогают развивать воображение и мелкую моторику

СНОБ
Настоящее половое воспитание: отвечаем на самые сложные вопросы Настоящее половое воспитание: отвечаем на самые сложные вопросы

Гид по сексу и сексуальности в паре

РБК
Сериал «Бекхэм»: как футболист стал легендой спорта и иконой поп-культуры Сериал «Бекхэм»: как футболист стал легендой спорта и иконой поп-культуры

Почему «Бекхэм» один из лучших документальных сериалов на Netflix

Forbes
Лучшие абсурдные комедии Лучшие абсурдные комедии

Комедии, в которых отсутствует логика, а глупость существует ради глупости

Maxim
От водяной мельницы до «плавильной фабрики». Кто придумал двухцилиндровую паровую машину От водяной мельницы до «плавильной фабрики». Кто придумал двухцилиндровую паровую машину

История великого российского изобретателя Ивана Ползунова

СНОБ
Голы Роналду, титулы Месси и полвека в одном клубе: главные мировые рекорды в футболе Голы Роналду, титулы Месси и полвека в одном клубе: главные мировые рекорды в футболе

Forbes Sport представляет 10 мировых рекордов из мира футбола.

Forbes
Открыть в приложении