Эйзенштейн снял драму об Иване IV во время войны и попал в немилость к Сталину

Культура.РФИстория

Интересные факты о Сергее Эйзенштейне

Портал «Культура.РФ» совместно с проектом «Карта истории» публикует интересные факты о работе Сергея Эйзенштейна в 1940-е годы. Как режиссер поставил любимую оперу Гитлера, снял драму об Иване Грозном во время войны и попал в немилость к Сталину — читайте в нашем материале.

Автор: Евгения Ряднова

0:00 /
475.772
Сергей Эйзенштейн. Фотография: moiarussia.ru

Сергей Эйзенштейн поставил любимую оперу Гитлера

В августе 1939 года Советский Союз и Германия заключили пакт о ненападении. Страны стали налаживать культурные связи — в Германии собирались поставить оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», а в России — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Именно Эйзенштейну поручили постановку в Большом театре. Кстати, из-за этого пакта из проката изъяли предыдущую ленту режиссера — фильм «Александр Невский».

Эйзенштейн так писал о работе в театре: «Просматривая фотографии, изучая описание прежних постановок Вагнера на сцене, неизбежно ощущаешь одно: люди, выведенные на сцену, люди XIX века, — как бесконечно далеки они от людей мифа, легенд древних времен, в тайну которых сумел проникнуть Вагнер!

Буржуазный человек капиталистического XIX века — всегда один, изолирован, во враждебном отрыве от ближнего и среды, в раздоре с гармонией мира, в непримиримом разладе с человеческим обществом. Так выглядят и эти одетые в пернатые шлемы персонажи. <...> Победить этот разрыв, противопоставить ему единство первичной гармонии между человеком и средой — вот чего хотелось добиться в пластическом разрешении этого спектакля».

В итоге спектакль продержался всего шесть представлений — его сняли из репертуара еще до начала войны.

До фильма «Иван Грозный» Эйзенштейн хотел снять картину о самом громком дореволюционном деле

В 1940 году Сергей Эйзенштейн предложил экранизировать пьесу Льва Шейнина о скандальном судебном процессе 1913 года: фильм должен был рассказать о суде над евреем из Киева, которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка.

Эйзенштейн писал к Сталину: «Эта тема увлекает не с точки зрения еврейской проблемы, отсутствующей в нашей стране, и не с точки зрения разработки фабулы самого процесса, а как тема о великом русском народе, ответившем на процесс массовой волной забастовок протеста. Этот же русский народ в лице крестьян, вошедших в состав присяжных… вынес оправдательный приговор, несмотря на огромное воздействие, которому подверглись присяжные заседатели».

Начальник кремлевского Управления пропаганды идею не одобрил.

Афиша художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: my-ussr.ru

Когда Сталин предложил Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Иване Грозном, режиссер думал неделю

Это был государственный заказ, который поступил не только Эйзенштейну. Алексею Толстому, например, заказали пьесу, а Дмитрию Шостаковичу — оперу.

Режиссер не сразу ответил на предложение — он размышлял неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн приступил перед самым началом войны. Он изучил летописи, фольклор и труды по истории.

«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием». Сергей Эйзенштейн

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Роль Елизаветы I Эйзенштейн собирался отдать мужчине

Для сцены с королевой Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии — там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.

На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую. Однако пробы так и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т.к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» — писала Раневская. Утверждать актрису на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».

Пробы Михаила Ромма на роль Елизаветы I в художественный фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Несмотря на войну и урезанный бюджет, в «Иване Грозном» удалось воссоздать богатые палаты Кремля и боярских дворов

Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате — туда эвакуировали «Мосфильм». Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника — чия. Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.

Из Москвы возили реквизит — златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

За первую серию Эйзенштейну присудили Сталинскую премию I степени, а вот за вторую — вызвали в Кремль

Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». Фильм имел ошеломляющий успех.

Чарли Чаплин писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки».

Практически сразу фильму присудили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию правительство раскритиковало. Сталин говорил: «Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана».

В феврале 1947 года Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова, который сыграл Грозного, вызвали в Кремль. Сталин указал на ошибки, в частности ему не понравился образ Грозного: его он сравнил с нерешительным Гамлетом. Эйзенштейн спорить не стал и с правками согласился. Однако внести их не успел: режиссер умер в 1948 году от инфаркта.

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Вторую серию все-таки показали, но уже после смерти Сталина

Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым хотели доработать и выпустить вторую серию фильма. Но посмотрев материал, они поняли, что фильм дополнить нельзя — можно только переснять заново. В 1958 году вторую серию выпустили в черновом варианте Эйзенштейна.

Съемки художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

История одного здания: усадьба Замятина-Третьякова в Москве История одного здания: усадьба Замятина-Третьякова в Москве

Рассказываем об интересных фактах из истории усадьбы Замятина-Третьякова

Культура.РФ
Гены плесени помогут вырасти осинам-акселератам Гены плесени помогут вырасти осинам-акселератам

Лес из таких деревьев должен восстанавливаться быстрее

N+1
Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии Джозефу Пулицеру — 177 лет: кем был создатель главной журналистской премии

История создателя «Оскара» в журналистике — журналиста Джозефа Пулицера

Правила жизни
От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете От фишинга до кибербуллинга: как защитить ребенка в интернете

Как школы и родители обеспечивают цифровую безопасность детей

СНОБ
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
В сердцах шимпанзе обнаружили кости В сердцах шимпанзе обнаружили кости

В сердце шимпанзе впервые обнаружили костные структуры

N+1
Как расстаться с ненужными вещами: 10 идей японца Фумио Сасаки Как расстаться с ненужными вещами: 10 идей японца Фумио Сасаки

Из-за обилия предметов, копившихся годами, японец потерял контроль над жизнью

Psychologies
Поощрять и вдохновлять. Как прокачать инновационное мышление команды и удержать талантливых специалистов Поощрять и вдохновлять. Как прокачать инновационное мышление команды и удержать талантливых специалистов

Почему важно мыслить новаторски и поощрять к этому других

РБК
Новый алгоритм создает модель активности сердца для каждого человека Новый алгоритм создает модель активности сердца для каждого человека

Российские ученые разработали алгоритм для электрической активности сердца

Популярная механика
Отходы на обед Отходы на обед

Как российские рестораторы поддерживают тенденцию безотходного производства

Bones
Список книг на лето: 5 главных книжных новинок июня Список книг на лето: 5 главных книжных новинок июня

Любовь двух женщин, ирландские приключения и гибель Запада

Esquire
Переступить порог рейхстага Переступить порог рейхстага

История главного исторического здания Берлина

Наука и жизнь
Олень, иди за мной Олень, иди за мной

Ксения Рождественская о «Пожаре» Дэвида Линча

Weekend
Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них Как устроен мозг маньяка-убийцы: мы отличаемся от них

Что-то в этих преступниках не так, не по-человечески устроено

Популярная механика
«Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд «Он ударил меня кулаком в живот»: Паршута и другие жертвы насилия среди звезд

Звезды, которые нашли в себе силы выйти из абьюзивных отношений

Cosmopolitan
По зубам: как правильно ухаживать за полостью рта По зубам: как правильно ухаживать за полостью рта

Простые правила ухода за зубами, языком и деснами

Psychologies
Альвдис Н. Рутиэн: Между Альвдис Н. Рутиэн: Между

Отрывок из романа по мотивам мифологии кельтов

СНОБ
Рестораторы Иван и Сергей Березуцкие — о новом инвесторе и гастротуризме Рестораторы Иван и Сергей Березуцкие — о новом инвесторе и гастротуризме

Иван и Сергей Березуцкие — о перспективах развития и новых форматах работы.

РБК
Audi Q7 и Genesis G80 Audi Q7 и Genesis G80

Обновленный бестселлер от Audi и новый кроссовер от Genesis

Weekend
Дмитрий Брейтенбихер: «Они умеют идти вперед и при сильном встречном ветре» Дмитрий Брейтенбихер: «Они умеют идти вперед и при сильном встречном ветре»

Куда инвестируют состоятельные клиенты в условиях пандемии

Forbes
«Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости «Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости

Что поможет противостоять «психологическому хищнику»

Psychologies
Наука против пушек: как развивалась астрономия в период войны Наука против пушек: как развивалась астрономия в период войны

В годы войны астрономия достигла заметных успехов

Популярная механика
Долой застой! Долой застой!

Временные отеки и «мешки» под глазами бывают у всех – от избытка соли или воды

Лиза
Беру огонь на себя. Подвиги женщин-медиков во время Великой отечественной войны Беру огонь на себя. Подвиги женщин-медиков во время Великой отечественной войны

О невероятных поступках участвоваших в Великой отечественной войне женщин

Forbes
«Маячки», по которым манипуляторы вычисляют жертв «Маячки», по которым манипуляторы вычисляют жертв

Чем опасны личностные проблемы и как не дать манипулятору ими воспользоваться?

Psychologies
Правила жизни Кристины Хендрикс Правила жизни Кристины Хендрикс

Правила жизни актрисы Кристины Хендрикс

Esquire
Лучшие друзья девушек и инвестбанкиров: стоит ли вкладывать деньги в предметы роскоши в кризис Лучшие друзья девушек и инвестбанкиров: стоит ли вкладывать деньги в предметы роскоши в кризис

Стоит ли прямо сейчас вкладываться в драгоценности или винтажные часы?

Forbes
Как и почему пьянствуют животные Как и почему пьянствуют животные

Поведение животных под воздействием алкоголя позволяет понять, почему пьют люди

Популярная механика
Пенсионный фонд: самые долгоживущие организмы на планете Пенсионный фонд: самые долгоживущие организмы на планете

Некоторые из живых организмов на нашей планете живут вечно

Популярная механика
Трофей из России — легендарный Т-34 на службе вдали от дома Трофей из России — легендарный Т-34 на службе вдали от дома

Т-34 побывал везде - в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке

Maxim
Открыть в приложении