Играя на гармошке: как на народном инструменте заработать 300 млн рублей в год
Выдержав конкуренцию с магнитофонами в 1980-х, едва не погибнув от рухнувшего спроса в 1990-х, производство тульской гармони возродилось в 2000-х. Сегодня компания «Тульская гармонь» выпускает шесть десятков моделей гармоней, баянов и аккордеонов — от детских до профессиональных. Тульская продукция занимает около 80% российского рынка, давая 300 млн рублей годового оборота. Почти все комплектующие компания до сих пор выпускает самостоятельно, а корпуса инструментов расписывают вручную. О том, как удалось возродить предприятие и почему гармошки и баяны снова популярны — в материале Forbes.
По словам генерального директора компании «Тульская гармонь» Юрия Брызжева, первые гармоники, так называемые пятиклапанки, в Туле начали выпускать с 1830 года предприятиями купцов Воронцовых, Киселевых и других предпринимателей. В 1930 году открылась «Тульская гармонная фабрика», в 1935 году — «Тульская баянная фабрика». А в 1960-х эти две фабрики, а заодно и третью, занимающуюся духовыми инструментами, слили в «Тульское объединение по производству музыкальных инструментов «Мелодия».
«Собственно, в «Мелодию» я и пришел работать в 1972 году на должность техника-конструктора — чертил на кульмане, — вспоминает Юрий Брызжев. — Тогда я был студентом-вечерником». В 1973 году он ушел в армию, в 1975 году вернулся на предприятие. После получения диплома его перевели в инженеры-конструкторы, в 2013 году, пройдя ряд назначений, он занял кресло генерального директора.
«В 1960–1970-е в ассортименте было всего-то пять-шесть моделей, но это время расцвета — ежегодно выпускали по 60 000 баянов и 100 000 гармошек, — ставит точку отсчета Брызжев. — Пока не были распространены проигрыватели-радиолы, магнитофоны, народ развлекался инструментами».
В 1970–1980-х по мере падения спроса в ассортимент добавились электроорганы, усилители, колонки. С 1993 года начался резкий обвал. Производство электроники умерло почти сразу — примитивные тульские усилители не могли конкурировать со ставшими доступными японскими марками. Потом очередь дошла до основной продукции. Если в лучшие годы в «Мелодии» работали 5000 человек, то к 1997 году осталось всего 50. Месячный объем производства составлял буквально единицы. «Помню, продадим одну гармошку и сразу делим деньги, чтобы продукты купить хотя бы», — говорит Юрий Брызжев.
В 1999 году предприятие признали банкротом. После конкурсного управления из четырех площадок осталась лишь одна, на которой гармошки-баяны вообще не выпускали — с 1960-х делали корпуса и детали пианино. Купила ее в 2000 году компания OWK, которая тогда в России занималась упаковкой пищевой, фармацевтической и парфюмерной продукции. «У нас они разместили складские помещения, но зато оплатили ремонт, завоз сюда и монтаж производственного оборудования с оставленных площадок, — объясняет Брызжев. — И с 2000 года мы называемся «Тульская гармонь». В 2008 году OWK «Тульскую гармонь» продала, назвать нового собственника Юрий Брызжев отказался.
Все свое, все сами
В музее фабрики выставлены инструменты, выпущенные в разные эпохи, — от оформленных росписью и медью до строгих с пластиком. Однако и внутри они тоже абсолютно разные. По словам Брызжева, развивающиеся технологии позволили добавить под меха гармоник много нового — современный инструмент стал гораздо сложнее и дает больше возможностей музыканту. Где и когда впервые появились язычковые инструменты в формате гармоники, доподлинно неизвестно. Зато, по словам Бызжева, баян считается русским изобретением.
«Гармонь не имеет хроматического ряда — последовательных полутонов, как на фортепьяно. На ней нельзя сыграть по нотам, написанным для симфонического оркестра, — объясняет Юрий Брызжев. — В XIX веке наш тульский гармонист Николай Белобородов создал хроматическую двухрядную гармонику. Гармоника с хроматическим рядом называется баян. То есть баян — это русское изобретение, сделанное в Туле». Аккордеон — та же хроматическая гармоника, но звучит немного иначе, более разливисто. «Аккордеоны появились в Европе — лучшие в мире до сих пор производят в Италии. А лучшие баяны — это наши инструменты», — уверяет Брызжев.