Грустный балбес: 6 серьезных ролей Юрия Никулина
В одном из интервью Юрий Никулин признался, что самый большой страх в его жизни — не услышать смех публики. Однако великий клоун не только смешил зрителей. В творчестве Никулина были и драматические, серьезные роли. К столетию со дня рождения артиста Кирилл Горячок вспоминает картины, в которых Никулин отошел от образа весельчака и Балбеса.
«Когда деревья были большими» (1962)
До встречи с режиссером Львом Кулиджановым Юрий Никулин уже блистал в цирке. Кинематограф пока был для него лишь «хобби», попыткой отработать свои комедийные таланты перед камерой, а не на арене перед зрителями. Хотя Никулин уже появлялся в образе Балбеса в «Самогонщиках» и «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), кинозритель еще не был знаком с его подлинным актерским талантом. Кулиджанов разглядел за клоунской маской Никулина склонность к драматизму и трагедии. На съемках режиссер умолял артиста «не играть», а быть самим собой.
«Когда деревья были большими» — первая серьезная роль Юрия Никулина. На тот момент он не был профессионалом в киноактерской профессии, заучивать реплики ему было трудно, кроме того, постоянная работа в цирке отнимала слишком много времени.
Герой Никулина по имени Кузьма Кузьмич Иорданов — мелкий жулик и обманщик с добрым сердцем — должен был выглядеть помятым и неотесанным. Актер пытался найти особую интонацию для него, быть «простачком», но не слишком комичным. Публика должна была увидеть в глазах Иорданова его внутренний перелом, сомнение, проблески совести.
По воспоминаниям Никулина, никто не верил, что он сможет сыграть драматическую роль — для его коллег по съемочной площадке его работа стала откровением. Сам артист в глубине души был счастлив выйти из привычного образа пьяницы или вора, он хотел воплотить на экране настоящие человеческие чувства — маленького человека, к которому испытываешь сочувствие. Талант Никулина «очеловечивал» маргиналов и жуликов.
«Ко мне, Мухтар!» (1965)
Взявшись за экранизацию популярной повести «Мухтар», режиссер Семен Туманов сразу увидел в главном герое Юрия Никулина. Предложение удивило актера: «Не могу же я играть милиционера! Я всегда играл разных асоциальных типов — жуликов, пьяниц, разгильдяев. А тут вдруг честный человек, страж правопорядка, ловлю преступников. Зритель не поверит».
Однако Никулину очень нравился сценарий, а познакомившись с псом Дейком (и его мохнатыми дублерами), уже не мог отказаться от работы в картине. Опыт взаимодействия с животными в цирке очень пригодился актеру на площадке «Ко мне, Мухтар!». Никулин и собака долго привыкали друг к другу. Хозяин Дейка — киевский инженер Михаил Длигач — фактически жил с актером несколько месяцев, помогая им с псом выстроить доверительные отношения.
Во время съемок «Ко мне, Мухтар!» в жизни Никулина произошла трагедия — умер его отец. «Я сидел у постели отца, смотрел на него и, как говорится, молил Бога, чтобы все обошлось. Отец спросил меня, как снимают собак в фильме, как мне работается. Потом задремал. Я прямо разрывался. Оставаться? Уезжать? На съемках дорого обходится простой. Отец отпустил: «Езжай, мне уже лучше, только идиоты эти раздражают, сил нет!» — рассказывал актер. Через несколько дней пришла весть, что его не стало. Переживания и горе Никулина передались его персонажу Глазычеву — человеку с добрым сердцем, у которого, в сущности, нет в жизни никого, кроме пса Мухтара.
Над драматическим финалом «Ко мне, Мухтар!» проливали слезы несколько поколений советских зрителей. Никулину стали приносить собак и щенков разных пород, люди поверили, что история с Мухтаром произошла на самом деле, и жалели любимого артиста. «Теперь надо снимать вторую серию «От меня, Мухтар!» — шутил Никулин.