Самые родные автобусы времен СССР

MaximАвто

Любимые автобусы страны Советов

Общественный транспорт СССР иногда поражал неожиданными решениями. Но любили его не за это, а за возможность добраться практически куда угодно, причем за смешные деньги.

Савва Сафонов

1500x950_0xac120003_4619389251637844858.jpeg

Казалось бы, за что было советскому человеку любить автобусы? Расписание их водители соблюдали не всегда, а народу внутрь в часы пик набивалось столько, что это порождало кучу анекдотов, в основном неприличных. Но зато какое было чувство единения с народом! В автобусе уж точно все были равны.

782x587_0xac120003_3370359711637846478.jpeg
До середины 80-х проезд в автобусе оплачивали самостоятельно: закинул пять копеек в кассу, покрутил ручку, оторвал билет
995x552_0xac120003_20051886851637842958.jpeg
Красавец ЗиС-154. Один из плюсов СССР был в том, что было совершенно незазорно покататься с девушкой на автобусе, а не на BMW. А один из минусов в том, что и рассчитывать после этого можно было в основном на поцелуй в щёчку

И если уж вспоминать про автобусы СССР, придется выбирать самые родные, потому что было их немало.

ЗИС-154: сталинский гибрид

1500x950_0xac120003_15684910251637843323.jpeg
Параллельно с ЗиС-154 выпускали частично унифицированные с ним троллейбусы и трамваи
  • Производство: 1946–1950 гг.
  • Выпущено 1156 штук.
  • Максимальная скорость 62 км/ч.
  • Расход топлива 65 л на 100 км.
  • Вместимость 60 чел., сидячих мест 34.

Символом общественного транспорта сталинской эпохи мог бы стать ЗИС-154. Увы, по техническим причинам он царил на дорогах недолго.

Этот красивый автобус отличался цельнометаллическим кузовом из алюминия — ранее на советских автобусах использовали деревянный каркас. На соединение профилей и панелей уходило 6000 заклепок. Вторым важным отличием ЗИС-154 была гибридная силовая установка. Придумали не сами, подглядели у GM, но неважно. Двухтактный 112-сильный дизель ЯАЗ-204Д крутил вал генератора, ток от которого шел к электромотору, так что коробка передач не требовалась. Оба двигателя разместили сзади, и привод тоже шел на задний мост. И все бы хорошо, да дизель был маломощный, капризный и прожорливый — 65 л топлива на 100 км. Кроме того, он безбожно чадил — возможно, именно эта деталь и сгубила прогрессивный городской автобус. Другого подходящего дизеля для него не было, и в 1950-м ЗИС-154 сняли с производства. На смену ему пришел ЗИС-155, внешне похожий, но принципиально отличающийся по компоновке. Бензиновый двигатель у него установили спереди, привод шел на заднюю ось, коробка передач была механической. Узлы и агрегаты для него шли в основном от грузовика ЗИС-150. В общем, не так красиво, как у 154-го…

ЗиС-127 (ЗиЛ-127): первый междугородный

3648x2056_0xac120003_2736227121637843532.jpeg
ЗиС-127, междугородный скоростной (95 км/ч) лайнер. Был снят с производства из-за европейской узости мышления: не проходил по ширине в международные уложения
  • Производство: 1955–1961 г.
  • Выпущено 851 шт.
  • Максимальная скорость 95 км/ч.
  • Расход топлива 42 л на 100 км.
  • Вместимость 32 чел., сидячих мест 32.

При запуске первых междугородных автобусных маршрутов обнаружилось, что рожденные ползать по городу для полетов не годятся. Переделанным под межгород ЗИС-155 решительно не хватало скорости на трассе, не говоря уж про комфорт. И тогда был создан шикарный ЗиС-127: красивый, с прожектором во лбу — луч света бил на 200 метров, — и быстрый. Салон поражал удобными креслами с откидными спинками, личными освещением и дефлектором вентилятора, сетками для ручной клади. И с чемоданом всю дорогу обниматься не требовалось — он ехал в багажном отделении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении