Гротескный рай для раскаявшегося чекиста: «Капитан Волконогов бежал», предположительно, лучший российский фильм года
На Венецианском кинофестивале показали сюрреалистичную драму Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Капитан Волконогов бежал» о том, как капитан НКВД пытается вымолить прощение у одной из своих жертв, чтобы попасть в рай. Рассказываем, какой получилась оруэлловская антиутопия в петербургских экстерьерах.
Говорят, в международных общежитиях стараются не селить вместе русских и украинцев, если использовать дипломатическую терминологию — во избежание эскалации конфликтов. Венецианский кинофестиваль не побоялся ничего и на соседние дни по расписанию поставил два конкурсных фильма, оба можно при должном рвении посчитать в целом русофобными: украинская картина «Отражение» Валентина Васяновича, посвященная в том числе войне на Донбассе, и российская, считай, антисоветская работа «Капитан Волконогов бежал», переосмысляющая опыт большого сталинского террора.
«Капитан Волконогов бежал» — довольно жуткое кино, которое, по сути, пытается ответить на вечный риторический довлатовский вопрос «Кто написал четыре миллиона доносов?», то есть выступает по теме чувствительной, изо всех сил не обсуждаемой. Но, пожалуй, картина получилась настолько мощной, что вопросами этики просто не успеваешь задаться.
По поводу той же самой этики, только следственного процесса, не задумывается протагонист картины капитан Волконогов (Юра Борисов — этим все сказано), который ходит на работу, чтобы допрашивать людей, и все как один говорят, что невиновны. Но не это хочет услышать Волконогов и его напарник (Евгений Ткачук), которые регулярно применяют «особые методы» — пытают, если без экивоков. И все чистосердечно признаются в преступлениях, описанных в печально известной 58-й статье УК РСФСР, после чего получают наказание за свою уже теперь доказанную контрреволюционную деятельность. На дворе 1938 год, самый разгар сталинских репрессий. Когда Волконогов идет мимо своего управления, то видит, как из окна прыгает его коллега — тогда он понимает, что начались внутренние чистки и он следующий. Герой быстро сбегает из здания, пытается схорониться у подруги, но та его почти сразу сдает. Капитан сохранил у себя папку с делами собственных жертв и, находясь в бегах, пытается, следуя потустороннему посланию его уже расстрелянного товарища по несчастью (Никита Кукушкин), вымолить хоть у кого-то из родственников безвинно убитых врагов народа прощение за «случившуюся ошибку», чтобы в итоге все же, раскаявшись, пролезть в рай. Тем временем за ним по всему городу рыскает новое начальство — глубоко чахоточный майор Головня (Тимофей Трибунцев), опасный уже хотя бы тем, что искренне верит, будто он родину от врагов защищает.